Петербургский Институт Инженеров Железнодорожного Транспорта (ПИИТ) — первый в России трансп. вуз, основан в1809 в С.-Петербурге как Институт корпуса инженеров путей сообщения, в 1824—64 был закрытым учебным заведением военного типа, в 1864 преобразован в гражданский институт и стал наз. Институтом инженеров путей сообщения. В течение почти всего 19 в. институт был единств, трансп. вузом России. В нём учились и работали выдающиеся строители ж. д. и основоположники отечественной трансп. науки М. С. Волков, П. П. Мельников, С. В. Кербедз, Д. И. Журавский, Н. А. Белелюбский, Л. Ф. Николаи, Я. Н. Гордеенко, В. И. Курдюмов и др. В 60-х гг. 19 в. в институте читал лекции и заведовал лабораторией Д. И. Менделеев, преподавали М. В. Остроградский, Н. Крылов, В. И. Смирнов, В. П. Соболевский (ректор с 1861), Б. Клапейрон, Г. Ламе и П. Базен. Питомцами института были декабристы Сергей и Матвей Муравьёвы-Апостолы, автор проекта реактивного летат. аппарата Н. И. Кибальчич, писатель Н. Г. Гарин-Михайловский, воздухоплаватель А. Б. Васенко.
В кон. 19 — нач. 20 вв. институт окончили будущие акад. АН СССР В. Н. Образцов, Е. О. Патон, Г. П. Передерий, С. Я. Жук. С момента основания и до 1917 институт подготовил 6115 инженеров. К кон. 1916 в институте обучалось 1160 студентов, работало 120 преподавателей. В 1919 созданы курсы по подготовке к поступлению в институт, а в 1921 образован рабфак для пополнения контингента студентов за счёт рабочих и крестьян. Учёные института Б. Е. Веденеев, Г. О. Графтио, Н. Н. Павловский, Г. Д. Дубелир,
Е. Тимонов, А. Е. Алексеев и др. оказали практической помощи в реализации плана ГОЭЛРО. В 1930—31 из факультетов института созданы Институт водного транспорта, Институт гражданского воздушного флота, Автодорожный институт, в 1932 — Военно трансп. академия, в 1937 — Ленинградский электротехнического институт сигнализации и связи. В 1930 институт получил назв. Ленинградского института инженеров железнодорожного транспорта (ЛИИЖТ), в 1949 — имя В. Н. Образцова, указанное назв. с 1992, с 1993 наз. Петербургским гос. университетом путей сообщения (ПГУПС). В 1918—41 ЛИИЖТ выпустил около 7 тыс. инженеров, многие из которых стали выдающимися учёными, крупными специалистами, гос. деятелями. В годы Великой Отечественной войны тысячи студентов и сотрудников института героически сражались на подступах к Ленинграду и в партизанских отрядах. Более 2 тыс. студентов и сотрудников института работало на строительстве оборонительных сооружений под Ленинградом. В 1969 на территории института открыт памятник, а в 1990 — стела с именами более 1000 студентов и сотрудников института, отдавших жизнь за Родину. В февр. 1942 институт был эвакуирован и с июля того же года продолжил работу в Москве на базе МИИТ. В 1943 созданы филиалы института в Ярославле и Вологде. В окт. 1944 возобновлены занятия в институте в Ленинграде. В 1954 в институт влился Ленинградский электротехнического институт инженеров железнодорожного транспорта как электротехнического факультет.
В 1992 в институте имелось 6 дневных факультетов (управления процессами перевозок; строит.; механическая; мостов и тоннелей; электромеханическая; электротехнич.).

Вечерне-заочный с филиалами в Великих Луках, Мурманске и учебно-консультационными пунктами в Петрозаводске и Волхове (до 1991 были филиал в Риге, факультет в Вильнюсе и учебно-консультац. пункт в Таллинне). А также факультет по обучению иностранных учащихся, факультет повышения квалификации руководящих работников и специалистов железнодорожного транспорта, преподавателей ср. спец. учебных заведений, спец. факультет по переподготовке инженеров по специальности «Неразрушающие физ. методы контроля». Открыты факультет довузовской подготовки с подготовит, отделением, технического лицеем и отделением «Юный железнодорожник», гуманитарный факультет. В 1992 в институте обучалось около 10 тыс. чел. по 18 специальностям. На 51 кафедре работало около 750 преподавателей, в т. ч. 89 докторов наук и проф., 390 канд. наук и доцентов. Имеются докторантура и аспирантура. Институту предоставлено право принимать к защите кандидатские и докторские диссертации. Со дня основания институт подготовил св. 72 тыс. специалистов. С 1946 институт готовит специалистов железнодорожного транспорта для др. стран. В 1992 в нём обучалось около 300 иностранных студентов, аспирантов и стажёров.
При институте с 1946 работает НИИ мостов. Научные исследования выполняются также кафедрами и 15 отраслевыми и.-и. лабораториями. Основным научными направлениями деятельности ПИИТ: совершенствование управления перевозочными процессами и оптимизация планирования перевозок; создание технических средств регулирования движения поездов, эффективных систем диагностики подвижного состава; повышение эксплуатационных надёжности железнодорожного пути и искусств, сооружений; разработка технологии и приборов неразрушающего контроля конструкций, применяемых на железнодорожном транспорте, а также роботов и манипуляторов для погрузочно-разгрузочных работ; исследование проблем создания высокоскоростной магистрали С.-Петербург — Москва. Издаются сборники трудов (с 1884). ПИИТ насаждён орденами Ленина (1945), Октябрьской Революции (1984). С 1928 в институте издаётся многотиражная газета «Наш путь». В 1813 при институте был организован музей ж.-д. транспорта (единственный в стране), в фондах которого 25 тыс. экспонатов.