Одесская железная дорога — пролегает по территории Одесской, Херсонской, Николаевской, Кировоградской, Черкасской и частично Винницкой, Полтавской и Киевской областей Украины. Управление дороги в Одессе. В состав дороги входят отделения: Одесское, Шевченковское, Знаменское, Херсонское. Эксплуатационная длина дороги (1990) — 4242 км. Дорога граничит с рядом дорог: Южной (ст. Гребёнка, Бурты), Приднепровской (ст. Пятихатки-Стыковая, Апостолово, Нововесёлая), Юго-Западной ст. Вапнярка, Зятковцы), Молдавской ст. Слободка, Раздельная, Бессарабская). Дорога взаимодействует с морскими портами: Одесским, Ильичёвским, Херсонским, Николаевским, Южным, Белгород-Днестровским и Измаильским и с речными портами: Черкасским, Херсонским и Николаевским, через которые кроме внутреннего перевозок осуществляются внеш. трансп.-экономических связи с 90 странами. На дороге с 1978 работает первая в стране международная паромная переправа Ильичёвск — Варна (Болгария). Основным узлы: Одесса, Раздельная, Колосовка, Котовск, Вапнярка, Знаменка, Помойная, Дояинская, Им. Тараса Шевченко, Христиновка, Херсон, Николаев. Грузовая работа осуществляется на 70% станций дороги, наиболее крупные по грузообороту станции: Одесский узел, Николаев, Херсон, Кировоград, Черкассы.

Одесская железная дорога  — одна из старейших ж. д. страны. Впервые вопрос о строительстве железных дорог на Ю.-З. России, которая связала бы Москву и С.-Петербург с Одессой, незамерзающим портом на Чёрное море, рассматривался в Российском правительстве с 1836. В янв. 1863 правительство приняло решение о начале строительства железных дорог за счёт казны с использованием 4 рабочих рот солдат. Первые участки Одесса — Балта и Раздельная Кучурган общей протяжённостью 219 вёрст вступили в эксплуатацию в 1865. Для дороги были построены вагоны и паровозы в Одесских железнодорожных мастерских. В 1865—80-е гг. введены железнодорожной линии, которые связали разрозненные участки небольшой протяжённости в единую сеть; дорога соединилась с существовавшей железнодорожной сетью центра России, получив выход на Киев, Харьков, Петербург, Москву; крупные промышленные и торговые города получили ж.-д. связь с незамерзающими портами на Чёрном море — Одессой, Николаевом, Херсоном. Важное значение для развития дороги имела Бендеро-Галацкая линия протяжённостью 285 вёрст, построенная в рекордно короткие по тем временам сроки — 58 сут. Ж.-д. перевозки положительно повлияли на ход событий в русско-турецкой войне 1878. С 1878 дорога входила в состав Юго-Западных железных дорог. В 1936 по приказу НКПС СССР была организована О. ж. д., в 1953—79 она входила в состав Одесско-Кишинёвской железной дороги, с 1979 вновь выделена в самостоятельную дорогу.
Район, обслуживаемый О. ж. д., отличается большой насыщенностью железнодорожной сетью (более 3 км пути на 100 км2), грузонапряжённость составляет в среднем 42 млн. т-км/км, экономика р-на тяготения дороги отличается высоким уровнем развития промышленности и с. хозяйства. По О. ж. д. осуществляются перевозки для маш.строит., судостроит., хим., нефтеперерабатывающей, лёгкой и др. отраслей промышленности, а также предприятий многоотраслевой пищевой промышленности (мясо-молочной, консервной, сахарной и др.). В годы Великой Отечественной войны дорога оказалась в районе военных действий. Вместе с моряками и бойцами Приморской армии железнодорожники стали на защиту Одессы. Из железнодорожников Одесского узла был сформирован отдельный ж.-д. батальон в составе 1200 чел., который обеспечил перевозку всего необходимого для защитников города, а также оборудования и грузов в Одесский порт для отправки морем. На трёх доках была организована эвакуация морем паровозов и др. ценного оборудования. Рабочие паровозного депо Одесса-Товарная построили 4 бронепоезда, на которых участвовали в боевых действиях. Во время оккупации на территории дороги развернулось партизанское движение, работало подполье; одесские партизаны провели 172 крупные боевые операции, организовали 27 крушений поездов, подорвали 16 железнодорожных мостов. На Знаменском отделении кировоградские партизаны за период боевой деятельности (сент. 1941 — март 1944) пустили под откос 74 ж.-д. эшелона, уничтожили 9 мостов; партизанские отряды действовали на Шевченковском и Помошнянском узлах. В начале 1945 на личные сбережения тружеников дороги была построена эскадрилья боевых самолётов «Железнодорожник Одесской»; часть этих средств пошла на строительство танковой колонны «Железнодорожник Одесской». За время воен. действий на территории дороги разрушено более половины станционных и главных путей, около 1000 искусств, сооружений, все локомотивные и вагонные депо, почти все вокзалы, сотни жилых домов. Общий ущерб превысил 1 млрд. руб. Разрушенное хозяйство восстановлено после освобождения территории, обеспечены перевозки грузов для армии и развёрнуто строительство и восстановление железнодорожных станций, вокзалов, прокладка новых путей. Из общей эксплуатационных длиной около 35% составляют (1990) двухпутные линии, более 30% электрифицировано, примерно 50% оборудовано автоблокировкой и диспетчерской централизацией. В кои. 80-ж гг. на дороге к узлам и станциям примыкало почти 1400 подъездных путей промышленных предприятий, доля грузопереработки на которых составляла около 70% от общего объема. Особенность размещения дороги определяет и значит, объём транзитных перевозок (около 40% от общего объёма грузооборота). Грузовые перевозки выполняются электрическое (48%) и тепловозной (52%) тягой. Дорога обслуживает зоны отдыха, большое число туристских баз и курортно-санаторных учреждений, что обусловливает большой объём пассажирских перевозок, из них около 1/3 приходится на Одесский узел и прилегающую к нему зону.
На дороге выдвинуты ценные инициативы, направл. на наиболее эффективное использование грузоподъёмности и вместимости вагонов путём их рациональной загрузки, использования контейнеров, уплотнённой загрузки вагонов и контейнеров, что позволило высвободить до 35 тыс. вагонов в год.