Китайско-восточная железная дорога (КВЖД) — железнодорожная магистраль, проходившая по территории Сев -Вост. Китая и включавшая главную линию, соединявшую Забайкальскую железную дорогу и Уссурийскую железную дорогу Транссибирской магистрали на территории России и Южную линию (Харбин — Дальний с ветвями). Построена в 1897—1903 по соглашению между Россией и Китаем. Проходила по территории Маньчжурии (первый участок наз. Маньчжурской железной дороги). Основным линии: Маньчжурия — Харбин (движение открыто в 1899); Харбин — Пограничная, Харбин — Куаньченцзы (1901); Харбин — Дальний с ветками: Наньгауньлии — Порт-Артур, Дафаншэнь — Даляньван, Харбин — Пристань, Дашицяо — Инкоу, Джалайорская и Ян- тайская (1903). Протяжённость (1913) — 2269 вёрст (одноколейная). В соответствии с соглашением между Россией и Китаем для строительства дороги было создано Общество Китайско-Восточной железной дороги (капитал в 1900 — 5 млн. руб.). Обществу КВЖД был предоставлен ряд привилегий: «безусловное и исключительное управление своими землями», право сооружения телеграфа; освобождение доходов от налога, контроль со стороны китайского правительства. Состав управления КВЖД утверждался рус. мин-вом финансов. Правление Общества КВЖД находилось в Петербурге; председатель — с кит. стороны, вице-председатель с рус. стороны (С. И. Кербедз в 1896—1903, А. Н. Вентцель в 1903—20); управление дороги — в Харбине.
Рекогносцировочные изыскания проводились в 1895 инж. Н. С. Свиягиным и Г. В. Адриановым. Изыскательские работы велись с 1897 под руководством А. А. Гершова (на участке от рус. границы в Забайкалье до отрогов Хингана), И. Л. Просинского (через Хинган), Ф. С. Гиршмана (от вост. отрогов Хингана), С. Н. Хилкова (между pp. Нонни и Сунгари), И. И. Обломиевского (к правому притоку Сунгари р. Муданьцзян), И. П. Бочарова (к рус. границе в Приморье). Фактически прокладка дороги началась весной 1898 (под руководством гл. инж. А. И.Юговича и его заместителя С. В. Игнациуса). Для строительства были созданы участки, а затем отделения (руководители работ инж. Н. Н. Бочаров, Свиягин, Гиршмаи, Хилков). На дороге возведено 1464 моста, проложено 9 тоннелей, в т. ч. двухпутный Хингаиский тоннель длиной 1443 сажени (руководитель Н. Н. Бочаров). Движение по КВЖД открыто на всём протяжении в 1903. В эксплуатации находилось 367 паровозов, 2696 товарных и 903 пасс, вагона. Ремонт подвижного состава осуществлялся в Главных ж.-д. мастерских в Харбине. Общество КВЖД участвовало в оборудовании порта во Владивостоке и организовало при посредстве Рус. Восточно-Азиатского пароходства рейсы к портам Японии, Кореи, Китая; к 1903 владело флотилией из 20 пароходов. В ряде портов Дальнего Востока были устроены склады, конторы, пристани. Общество владело телеграфом, телефонными станциями, лесопильными заводами и лесоразработками, кирпичными заводами, угольными копями, вело разведку полезных ископаемых в Маньчжурии. На дороге построены магазины, больницы, школы, 20 ж.-д. училищ, действовали библиотеки. Выпускалась газета «Харбинский Вестник».
Во время рус.-япопонской войны 1904—05 КВЖД сыграла важную роль в перевозках воинских частей и грузов; пропускная способность дороги увеличилась с 7 до 18 пар поездов в сутки. По Портсмутскому миру 1905 юж. ветка КВЖД от Куаньченцзы до порта Дальнего и Порт- Артура перешла к Японии и наз. Южно- Маньчжурской железной дороги С 1924 КВЖД находилась в совместном управлении СССР и Китая. В 1935 дорога была продана властям Маньчжоу-Го. С авг. 1945 по соглашению между СССР и Китаем дорога находилась в совместном управлении с общим назв. Китайская Чань- чуйская ж. д. В 1952 безвозмездно передана Китаю.