Кемеровская железная дорога — пролегает по территории Кемеровской и Томской областей. Управление дороги в Кемерово. Дорога образована в 1979 в результате выделения её из состава Западно-Сибирской железной дороги. Особенности работы дороги определяются р-ном её пролегания. Дорога обслуживает крупнейшие угольные разрезы, рудники и шахты Кузбасса, металлургические обогатительные фабрики, предприятия хим. и машиностроительном промышленности, стройиндустрии, мощные тепловые электростанции и предприятия др. отраслей промышленности. Дорога является также важнейшей транзитной магистралью. В состав К. ж. д. входят следующие основные участки: главный сибирский ход Болотная — Тайга — Мариинск; линии, обслуживающие угольные и др. промышленные районы Кузбасса: Тогучин — Проектная — Новокузнецк — Таштагол (гл. дорога Кузнецкого угольного бассейна, дающая ему выход на гл. сибирский ход), Юрга — Топки — Проектная (второй выход из Кузбасса) и отходящая от неё линия
Топки — Кемерово — Барзас — Анжерская; участок среднесибирского хода Артышта — Новокузнецк — Междуреченск; линия Тайга — Томск — Асино — Белый Яр.
Кемеровская железная дорога
Эксплуатационная длина дороги (1990) — около 2000 км, в т. ч. меридиональная линия от Белого Яра до Таштагола — 1015 км. Из центра и юж. районов Кузбасса дорога имеет выход на Абакан, Новосибирск и Барнаул. Протяжённость широтного направления дороги от Тогучина через Белово и Новокузнецк до Междуреченска — 400 км. В состав дороги входят 3 отделения: Тайгинское, Беловское и Новокузнецкое. Наиболее крупные узлы: Томск, Тайга, Юрга, Топки, Кемерово, Ленинск-Кузнецкий, Белово, Артышта, Новокузнецк. В составе дороги более 100 предприятий и 163 линейные станции и разъезда, в т. ч. сортировочные ст. Тайга, Топки, Кемерово-Сортировочное, Новокузнецк-Сортировочный. Локомотивное хозяйство объединяет 6 основных и 3 оборотных депо. На дороге работает одно из старейших в стране локомотивных депо на ст. Тайга, построенное в 1897. Из наиболее ранних по срокам постройки участков дороги является Кольчугинская линия между ст. Юрга и Кузнецком-Сибирским (г. Новокузнецк с 1931), прокладка которой началась в 1913, продлена до ст. Усяты (г. Прокопьевск с 1931) в 1925. С окончанием этого строительства дорога получила выход на главный сибирский ход. В 20-е гг. закончено сооружение начатой в 1917 линии Кузнецк — Тельбес. В 30-е гг. проложены участки: Новосибирск — Ленинск, Кузнецк — Темиртау и вторые пути Проектное — Усяты; начато сооружение линии Мувдыбаш — Таштагол (сдана в эксплуатацию в 1941); введена в строй ветка Кемерово — Барзас. В 1937 электрифицирован первый в Сибири железнодорожный участок Белово — Новокузнецк. Прокладка путей продолжалась и в годы Великой Отечественной войны. Железнодорожники магистрали приняли участие в постройке бронепоездов «Лунинец» (в локомотивном депо Тайга) и «Сибиряк» (в депо Белово). В 1948 открыто прямое сообщение Москва — Кемерово; в 1952 вступила в строй линия Артышта — Алтайская; в 1958 на участке Тайга — Болотная прошёл первый электропоезд. В 50-е гг. продолжалась электрификация наиболее грузонапряжённых линий, завершившаяся введением электротяги на участке Тайга — Мариинск. Сдана в эксплуатацию линия Новокузнецк — Абакан. В 60-е гг. проложены пути к новым месторождениям полезных ископаемых, продолжалась электрификация, в т. ч. на направлении Новокузнецк — Запсиб. В 1964 начато сооружение самого большого тоннеля в Зап. Сибири на линии Артышта — Подобас (Томусинская), давшей прямой выход на среднесибирский ход. Новый выход на Транссиб дорога получила в 1986, когда был введён в эксплуатацию участок Барзас — Анжерская, сокративший почти на 300 км путь угольным составам из Кемеровского и Березовского рудников.
Кемеровская железная дорога оснащена передовой высокопроизводительной ж.-д. техникой. Около 80% от общей протяжённости дороги электрифицировано. Электровозами выполняется 97% перевозочной работы. На дороге используются современные электровозы В Л10 и ВЛ10У, мощность которых позволяет водить поезда весом 6 тыс. т и более. Все электровозы имеют схемы рекуперации, обеспечивающие возврат электрической энергии в контактную сеть при движении поезда на уклонах. Созданию условий надёжной работы электротяги способствует активное внедрение новой техники в энергетическое хозяйство. На всех тяговых подстанциях установлены полупроводниковые выпрямители; распространение получили различных системы внутреннего автоматики и защиты, св. 70% электрифицированных участков переведено на телеуправление. Система подготовки контактной сети к работе в зимних условиях позволяет повысить надёжность устройств электроснабжения. Состояние контактной сети на дороге составляет 24,7 балла на 1 км пути (при норме 25). 20% протяжённости дороги оборудовано диспетчерской централизацией и более 50% автоблокировкой; грузонапряжённые участки оснащены устройствами для обнаружения перегретых букс в движущихся поездах.
Электрическая централизация стрелок и сигналов внедрена на 158 станциях; св. 90% стрелочных переводов, эксплуатируемых на дороге, управляются централизованно, остальные оборудованы механическая контрольными замками.
Все участки дороги и станции с грузовой и маневровой работой оснащены средствами поездной и станционной радиосвязи. В различных технологических звеньях дороги эксплуатируется более 3 тыс. носимых радиостанций. На дороге эксплуатируется св. 900 км магистральных кабельных линий связи, а также 1600 км воздушных и 550 км радиорелейных линий. Мощность сети телефонной связи — 105 тыс. канало-км, телеграфной — 37 тыс. канало-км. На 93 станциях дорога действуют автоматическими телефонные станции общей ёмкостью более 22 тыс. номеров.
В автоматизированным систему оперативного управления перевозками на дороге подключено 47 ж.-д. станций, информационные пункты отделений дороги. Особенностью работы дороги является заложенный в графике движения ритм перевозок руды и угля на обогатит, фабрики и металлургические заводы, угля — на энергетические, химические и др. предприятия. Большое значение придаётся организации перевозочной работы в соответствии с принятыми технологиями местной работы отделений, а также единым технологический процессом работы станций и подъездных путей промышленных предприятий. Прогрессивные нормы использования подвижного состава включены в действующие единые технологические процессы работы более 40 станций и промышленных предприятий.
С целью совершенствования перевозочного процесса создана система планирования маршрутных перевозок массовых грузов, в т. ч. до 80% основные груза — каменного угля — перевозится отправительскими и ступенчатыми маршрутами. Эффективным способом увеличения объёма перевозочной работы является организация отправления угольных маршрутов весом св. 6 тыс. т до 40 поездов ежесуточно. В апр. 1984 на ст. Белово сформирован и отправлен супертяжеловесный поезд 24 тыс. т. Проводится в жизнь программа развития вагонного хозяйства, усиления ремонтной базы, повышения эффективности использования существующих производств. мощностей. Для обеспечения планов погрузки грузов, и в первую очередь каменного угля, на дороге ежесуточно восстанавливается более 1 тыс. неисправных вагонов. В вагонных депо Новокузнецк-Северный и Новокузнецк-Сортировочный выполнен большой объём работ по созданию и технического оснащению механизированным пунктов подготовки вагонов под погрузку. В локомотивном депо Новокузнецк разработана и внедрена поточная линия для ремонта шатунно-поршневой группы тепловозов. В локомотивном депо Белово для обточки изношенных поверхностей колёсных пар создан высокопроизводительный станок, позволяющий обтачивать колёсные пары без выкатки их из-под локомотива. В Прокопьевской дистанции пути сконструирован самоходный грейферный погрузчик для уборки засорителей с путей и горловин станций и транспортировки балласта производительностью 4 м3/ч. На текущем содержании и ремонте пути освоены комплексы высокопроизводительных путевых машин ВПОЗ000, ВПР1200, ВПРС500. В дорожном конструкторском бюро разработаны машины для подрезки балласта, модернизированной снегоочистительной машины «Ветерок» и др. машины и средства механизации. На дороге внедряются передовые методы обслуживания пассажиров.