Калужский машиностроительный завод, основан в1874 как Гл. калужские железнодорожные мастерские Ряжско-Вяземской железной дороги, с 1929 наз. Калужским паровозовагоноремонтным и автодрезиностроительным заводом, указанное назв. с 1931. В 30-е гг. на заводе изготовляли участковые мотодрезины, мотовозы, паровые катки для асфальтирования, построен первый в СССР (1933) маневровый тепловоз АА-1 (с участием Я. М. Гаккеля), освоено производство автомотрис, передвижных компрессорных и электростанций, двухтактных двигателей. В 1941 завод был эвакуирован в Красноярск, в авг. 1942 возобновлён выпуск продукции (дезинфекционные камеры, копры с дизель- молотами, газогенераторы, полиспасты, пневматические углепогрузчики, реечные и паровозные домкраты, паровые краны на железнодорожном ходу). В послевоенные годы продолжалось совершенствование конструкций дрезин, мотовозов, копров с дизель-молотами. В 50-е гг. на заводе производились самоходные подбивочно-рихтовочные машины, путеукладчики, турбогенераторы, были изготовлены и прошли испытания узкоколейный тепловоз ТУ -2, мотовоз-электростанция шпалоподбивочной машины, изготовлен опытный образец промышленного тепловоза ТГК-1, начат выпуск гидромеханических передач. В 60-х гг. производились гидропередачи для тепловозов, турботрансформаторы для буровых установок. К началу 1992 завод выпускал тяжёлые путевые машины [укладочный кран, путёвую рельсосварочную самоходную машину (с 1970), выправочно-подбивочно-рихтовочную машину (с 1980), рихтовочную машину], промышленные тепловозы, унифицированные гидропередачи для тепловозов и путевых машин, турботрансформаторы для силовых агрегатов буровых установок.