Екатерининская железная дорога — казённая железная дорога, построенная в 1882—1904. Проходила по территории Харьковской, Херсонской, Таврической, Екатеринославской губ., Области войска Донского. Соединяла Донецкий угольный бассейн с Криворожьем и Юго-Зап. краем. Способствовала развитию топливно-металлургические базы на Юге России, обеспечивала вывоз угля и железной руды на внутреннего и внеш. рынки. Основным линии: Ростов-на-Дону — Горловка (движение открыто в 1869); Дебальцево — Зверево и Дебальцево — Мариуполь (1882); Ясиноватая — Синельниково — Екатеринослав — Долинская (1884); Долгияцево — Верховцево, Дебальцево — Миллеров о и Чаплино — Бердянск (1898); Дебальцево — Купянск (1901), Долгияцево— Волноваха (1904). Протяжённость (1913) — 2827 вёрст (в т. ч. 1062 — двухколейный путь). Дорога выполняла самый высокий в России в начале 20 в. грузооборот (ок. 390 млрд. пудо-вёрст), перевозила до 12 млн. пассажиров (1913). Чистый доход до 10% от основные капитала (126,7 млн. руб. в 1913). На дороге построено много искусств, сооружений, в т. ч. 15-пролётный двухъярусный совмещённый мост через Днепр у Екатеринослава и 5-пролётный металлической мост через Ингулец (проекты Н. А. Белелюбского), открыто 18 училищ, несколько больниц. В подвижном составе было 1250 паровозов, 37072 товарных и 995 пассажирских  вагонов. Ремонт и обслуживание велись в ж.-д. мастерских в Екатеринославе (крупнейшие в России), на ст. Ясиноватая, Авдеевка, Дебальцево и др.
В 1905—07 рабочие дороги участвовали в создании Люботинской республики. В мае 1918 дорога передана НКПС. По состоянию на начало 1991 линии дороги находятся в составе Донецкой, Одесской, Приднепровской, Юго-Восточиой, Южной железной дороги.