Амурская железная дорога — казённая ж. д., конечный участок Транссибирской магистрали, построенная в 1906—16. Проходила по терр. Забайкальской и Амурской обл. Способствовала развитию золотодобывающей промышленности, лесоразработок, рыбного и пушного промыслов. Основан участки: Куэнга — Урюм (193 версты, 1907—11), Урюм — Керак (597 вёрст, 1909—13), Керак — Дея с веткой на Благовещенск(641 верста, 1911—15),Дея— Хабаровск (454 версты, 1915—16). Общая протяжённость к 1916 достигла 1996 вёрст. Изыскательские работы велись в 1894— 1895 на сев. участке под руководством инж. Б. У. Савримовича; в 1906—07 на зап. и вост. участках — инж. Ф. Н. Дроздова и Е. Ю. Подруцкого. Стр-во осуществлялось в трудных климатических условиях, в районах вечной мерзлоты, в малонаселённой местности. Руководили работами инж. Подруцкий, А. В. Ливеровский, В. В. Трегубов. На прокладке дороги было занято (1910) до 20 тыс. строит, рабочих из Центр, губ. России и Сибири. Спец. постановлением правительства запрещалось привлекать иностр. рабочих. На А. ж. д. построены уникальные искусств. сооружения, в т. ч. крупнейший в России мост через р. Амур, проект которого разработал Л.Д.Проскуряков; первый в мировой практике тоннель в вечномёрзлом грунте с применением теплоизолирующего слоя между обделкой тоннеля и породой; применён способ образования в условиях минусовых температур опоры моста из бетона с использованием его подогрева (предложение Ливеровского). На дороге были построены станционная здания и вокзалы, железнодорожной мастерские (на ст. Зилово и Укурей); через р. Амур функционировала железнодорожной паромная и ледовая переправы (до введения в эксплуатацию моста). Дороге принадлежал пароход. Пропускная способность А. ж. д.— 9 пар поездов в сутки. На дороге были открыты начальные школы и больницы (на ст. Сбега, Ксеньевская, Могоча, Амазар, Уруша). Находилась в ведении МПС; управление в Хабаровске. В 1922 А. ж. д. передана НКПС. На начало 1991 осн. линии в составе Забайкальской железной дороги и Дальневосточной железной дороги.