Основным механизмом в бригаде по укладке рельсов является рельсоукладочный кран. В зависимости от производительности этого крана подбирают штат бригады. Рельсоукладочные краны подъемной мощностью от 6 до 12т приводятся в действие бензиновыми или дизельными двигателями. Укладку стандартных рельсов длиной 11,89 м производят при вылете стрелы от 10,0 до 12,2 м. Кран работает четко и укладывает от 40 до 90 рельсов в час, в зависимости от размера бригады и другого применяемого механического оборудования.
Укладка рельсов длиной 23,8 м производится при вылете стрелы около 16,8 м; в этом случае применяется траверса.
Другие краны, как, например, большие локомотивные, на автомобильном ходу и гусеничные применяются в ограниченных размерах для смены рельсов. Краны на гусеничном ходу иногда имеют специальные башмаки для перемещения по рельсам при работах по смене рельсов (рис. 1).
Некоторые дороги применяют два рельсоукладочных крана одновременно. Второй кран служит не только как резервный на случай порчи первого крана, укладывающего новые рельсы, но и для уборки старых рельсов впереди первого крана, укладки длинных рельсов на переездах в одном уровне, для уборки старых материалов, для совместной работы при укладке стрелочных переводов, а также для снятия с пути машин перед проходом поезда и обратной их установки после прохода поезда.
Рис. 1. Тракторный кран, оборудованный специальными башмаками для перемещения по рельсам, может быть использован для смены рельсов
Рельсоукладочные легкие краны.
Для укладки рельсов также применяется небольшого веса кран, являющийся самоходным; к месту работы он доставляется и отвозится обратно на автодрезине.
Этот кран имеет стрелу, выходящую за пределы пути при захвате рельса. Управление крана смонтировано со стороны, противоположной стреле.
Рис. 2. Укладка рельсов длиной 11,89 м легким краном
Рама крана опирается с одной стороны (со стороны механизма крана), на два ролика с ребордами, а с другой стороны на гусеницы, которые перемещаются по шпалам. При укладке новый рельс захватывается в середине рельсовыми клещами и поднимается на высоту около 0,3 м над шпалами, после чего механик меняет положение рычага, заставляя стрелу крана принять положение, при котором удобнее переносить поднятый рельс к месту его укладки в путь (рис. 2).
Кран перемещается медленно, чтобы рельс занял нужное положение по отношению к месту укладки, после чего он опускается на подкладки.
При укладке рельса длиной 23,8 м применяются два крана; каждый из них захватывает рельс в точке, отстоящей от конца рельса на одну четверть длин его.