Подъемно-рихтовочная машина производит работы по подъемке пути на балласт и выправке его в плане, заменяя работу путевой бригады рабочих, работающих обычно вручную при помощи домкратов и ломов. Она применяется при сооружении насыпей поездной возкой, для передвижки станционных и главных путей, для подъемки пути при сплошной выправке продольного профиля, при уширении существующих насыпей, а также при балластировке пути. Это самоходная машина на рельсовом ходу, установленная на тяжелой вагонной раме и снабженная бензиновым двигателем, от которого работает подъемник и который служит для передвижения машины со скоростью до 32 км/ч.
В рабочем положении машина захватывает рельсы, а опорная плита опускается между шпалами. Машина поднимается при помощи стойки с червячным винтом, установленной с наклоном и с таким расчетом, чтобы переложить путь в сторону на расстояние от 46 до 92 см. Расстояние перекладки пути зависит от угла наклона подъемника. При подъемке пути без боковой сдвижки применяют удлиненную стойку подъемника, допускающую подъемку пути до 0,90 м за один цикл.