Загрузка железных дорог — характеризуется грузонапряжённостью, определяется отношением выполненного за год грузооборота в т-км к эксплуатационных длине дороги в км. Загрузка железных дорог, полученная с учётом пасс, перевозок, наз. приведённой. При этом 1 пасс.-км приравнивают к 1 т-км. Самая высокая в мире ж. д. отмечалась в 1985 на сов. ж. д., протяжённость которых составляла ок. 11% мировой, а выполнялось на них до 53% грузооборота и 25% пассажирооборота всех железных дорог мира. Однако 3. ж. д. по сети была распределена неравномерно: на 15% эксплуатационных длины железных дорог выполнялось 50% грузооборота; на двухпутных линиях, составлявших 32% эксплуатационных длины,— 60% грузооборота. Для определения рационального уровня 3. ж. д. учитывают условия выполнения плана перевозок и возможность целесообразности отклонения части грузовых и пасс, потоков на параллельные линии. Рациональный уровень загрузки отд. линий достигается таким заполнением пропускной способности, при котором приведённые расходы на единицу перевозочной работы минимальны.