Грузопотоки — масса грузов (в т), перевозимых транспортом в определённом направлении за рассматриваемый период (обычно за 1 год). Грузопотоки на железных дорогах стран СНГ формируются на основе государственных заказов на перевозки важнейших видов продукции, хозяйственных и иных договоров между поставщиками и потребителями, а также заявок грузовладельцев. Наиболее мощные грузопотоки образуются на линиях, связывающих районы добычи каменного угля, железной руды, нефти, нерудных строит. материалов и лесозаготовок с крупными центрами металлургической, энергетической, нефтехимической и обрабатывающей промышленности и строит, индустрии, а также на линиях между с.-х. районами и основные адм.-пром. центрами. Например, важнейшими направлениями перевозок на территории стран СНГ являются Сибирь — Урал — Центр, Донбасс — Центр — Северо-Запад, Сев. Кавказ — Поволжье — Урал, Казахстан — Поволжье — Центральные грузопотоки отражают основные транспортно-экономических связи страны.
Для организации оптимальных планирования перевозок, выявления и устранения встречных, излишне дальних и др. нерациональных перевозок на сети железных дорог используются схемы норм, направлений грузопотоков, разрабатываемые путём оптимальных прикрепления потребителей к поставщикам продукции с помощью ЭВМ.