Главная >> Железнодорожный путь >> Проектирование железнодорожного пути

Проектирование железнодорожного пути

Проектирование железнодорожного пути — расчёт и конструирование рельсовой колеи, элементов верхнего и нижнего строения пути, выполняемые для обеспечения безопасного и бесперебойного движения поездов на данном участке эксплуатируемой или вновь строящейся линии. При П. ж. п. в качестве исходных данных принимаются расчётные эксплуатационных показатели линии, включая грузонапряжённость, скорости движения и нагрузки на оси подвижного состава, паспортные характеристики локомотивов и вагонов, а также параметры природно-климатических условий района.
Проектирование железнодорожного пути производится для решения следующих конкретных вопросов: определение возможности повышения скоростей движения, нагрузок на оси подвижного состава и увеличения длины и массы поездов на эксплуатируемой линии при данной конструкции пути и сооружений; выяснение возможности переустройства существующих путей, включая проектирование различных сочетаний стрелочных переводов, например при необходимости сооружения съездов, стрелочных улиц или обходного пути со сдвижкой оси, специальных подъездных путей; выбор рационального типа верхнего строения пути и конструкции земляного полотна для участка вновь строящейся линии, включая оценку напряжённо-деформированного состояния элементов пути под поездной нагрузкой и при изменениях температуры в заданных эксплуатационных и природно-климатических условиях. Расчёты пути на прочность и устойчивость приходится выполнять также при анализе причин схода подвижного состава с пути, а также при нарушении прочности (излом рельса) или устойчивости (выброс) пути на эксплуатируемой линии.
При проектировании рельсов колеи железнодорожного пути устанавливается требуемое возвышение наружного рельса в кривых; определяются параметры переходных кривых: проверяется возможность впистро длину плети и способ стыкования плетей; для звеньевого пути устанавливают нормальные укладочные зазоры в стыках рельсов в зависимости от температуры окружающей среды.
Затем выбирают материал и форму подрельсовых опор — подрельсовых оснований и шпал, а также тип промежуточных рельсовых скреплений к ним с учётом как эксплуатационных, так и местных природно-климатических условий. В отд. случаях, например для линий с высокоскоростным движением или повышенными нагрузками на оси подвижного состава, производятся поверочные расчёты элементов типовых скреплений и подрельсовых опор на воздействие вертикальных и горизонтальных сил, передаваемых от рельсов при взаимодействии пути и подвижного состава.
Проектирование балластной призмы заключается в подборе фракций и минералогического состава материала, его прочности, обосновании геометрических размеров, обеспечивающих при заданных нагрузках вертикальную, поперечную и продольную стабильность пути, а также допускаемые давления на грунт основной площадки земляного полотна. Определяются напряжения под подрельсовой опорой и внутри балластного слоя; во избежание интенсивных остаточных деформаций пути напряжения не должны превосходить допускаемых.
Стрелочные переводы проектируются исходя из заданных скоростей движения по прямому направлению и на ответвлении. Тип рельсов на стрелочном переводе выбирается в зависимости от типа рельсов на примыкающем перегоне. Проектирование стрелочного перевода включает определение основные геометрических параметров и размеров стрелки, крестовины, соединит, части и перевода в целом, а также расчет деталей стрелочного перевода (остряков, контррельсов, усовиков и др.) и Компоновку его эпюры, в т. ч. раскладку рельсов и переводных брусьев. В основу Проектирования стрелочных переводов положены требования ограничения эффектов от удара гребней колёс об остряк, контррельсы и усовики, а также ограничения непогашенных поперечных ускорений, возникающих при движении экипажа по стрелочному переводу. Одновременно обеспечивается взаимная увязка геометрических размеров отдельных частей перевода.
При проектировании земляного полотна железнодорожного пути везде, где это, возможно, используют типовые поперечные профили, а в необходимых случаях проводят индивидуальное проектирование. При этом обеспечивается устойчивость откосов, прочность и стабильность грунтов основной площадки земляного полотна и основания, устанавливаются требования к плотности и влажности грунтов насыпей. Проектируются также водоотводные, защитные сооружения и укрепительные устройства и сооружения земляного полотна.

 
« Проезжая часть моста   Проектирование железной дороги »
железные дороги