Содержание материала

Для автоматизации билетно-кассовых операций в Московском узле специалистами Московской железной дороги и МПС, учеными ЦНИИ и других организаций разработана и внедрена система «Экспресс», которая автоматизирует процесс продажи проездных документов, распределяет места по суточным и предварительным кассам, оформляет всю статистическую, финансовую и кассовую отчетности и другие операции. К вычислительному комплексу подключено более 500 билетных касс, через которые продается более чем по 150 тыс. билетов в сутки. Подобные системы будут создаваться на других крупных железнодорожных узлах.
Уровень механизации билетно-кассовых операций в пригородном сообщении в настоящее время достиг 90%. Применение билетопечатающих машин «КЖ» и автоматов облегчает и ускоряет процесс выдачи билетов, повышает производительность труда билетных кассиров на 25—50%, сокращает затрату времени на составление отчетов.
Важное место в обслуживании пассажиров на вокзалах занимает справочно-информационная работа. Особенно большое значение придается визуальной информации, помогающей пассажиру легче ориентироваться и получать необходимые сведения о поездке, не обращаясь в справочное бюро. На вокзалах применяются автоматические справочные установки, телемеханические указатели отправления поездов, система алфавитно-цифровой информации «Экран», информационное табло наличия мест в поездах дальнего следования, система оперативной информации о времени отправления ближайшего пригородного поезда, справочноинформационная система ВИЗИНФОРМ.

Для переработки ручной клади применяются автоматические камеры хранения и чекопечатающие автоматы, количество которых за последний год значительно увеличилось. Уровень механизации составляет около 50%.

Метрополитены.

Давно метрополитен перестал быть достоянием только столицы нашей Родины — Москвы. Такие же прекрасные сооружения получили жители Ленинграда, Киева, Баку, Тбилиси, Харькова, Ташкента. Метрополитенами страны ежесуточно перевозится около 9 млн. пассажиров.
За годы девятой пятилетки сеть метрополитенов возросла более чем на 60 км. Такие же темпы их развития предусмотрены и на десятую пятилетку. Намечается строительство метрополитена в столице Белоруссии — Минске. Разработан технический проект на строительство первой очереди метрополитена в Горьком. Составлены технико-экономические обоснования строительства метрополитена в Новосибирске, Свердловске, Куйбышеве. Впервые в Советском Союзе ведется строительство метрополитена в районе с высокой сейсмичностью. Для этих целей при строительстве Ташкентского метрополитена использованы принципиально новые специальные конструкции, которые гарантируют устойчивость сооружений.
Для обеспечения всевозрастающих потребностей населения в перевозках и повышения культуры обслуживания пассажиров наряду со строительством новых линий принимаются меры по увеличению пропускной и провозной способности действующих. Чтобы справиться с этой задачей, потребовались новые технические решения, которые были найдены и осуществлены Московским и Ленинградским метрополитенами в содружестве с научными, учебными и проектными институтами.
На помощь машинисту приходят вычислительная техника, автоматика, телемеханика и электроника, на основе которых создана комплексная система автоматического управления движением поездов. В этой системе в качестве объекта управления принята целая линия, представляющая собой своеобразный конвейер.

Она работает по принципу интервального отправления поездов со станции в соответствии с графиком.
В десятой пятилетке этими устройствами будет оборудовано около 200 км пути метрополитена страны. Завершат переход на автоматические системы метрополитена Ленинграда, Харькова и Ташкента, а также Ждановско-Краснопресненская и Калининская линии Московского метрополитена.
Увеличению пропускной способности действующих линий способствует также проводимая реконструкция устройств автоблокировки, энергоснабжения и др. Внедряется телеуправление эскалаторами, санитарно-техническим оборудованием, тяговыми подстанциями.
Вагоностроителями спроектированы и изготовлены опытные вагоны новой модели, улучшающие условия перевозки пассажиров, повышающие пропускную и провозную способность линий за счет увеличения вместимости и повышения скорости движения.