британские железные дороги

Правительство Великобритании выделило 11 миллиардов фунтов стерлингов на поддержку частных операторов, работающих по франшизе, чтобы смягчить финансовые последствия от Ковид-19 для этих компаний и обеспечить дальнейшую работу железнодорожного транспорта.

Согласно данным, опубликованным Министерством транспорта (DfT) 21 октября, в 2020-2021 финансовом году 8,32 млрд. фунтов стерлингов было распределено между 14 операторами, а 2,09 млрд. фунтов стерлингов в 2021-2022 гг. были разделены между теми же 14 операторами. Государственная поддержка предоставлялась за период с 1 марта 2020 года по 24 июля 2021 года.

DfT согласовало чрезвычайные меры (EMA) в конце марта 2020 года, после рекомендаций правительства «воздержаться от поездок». За этот период пассажиропоток упал до 4% от докандемического уровня. EMA были введены с 1 апреля 2020 года, но финансовые положения были отсрочены до 1 марта. EMA применялись для большинства операторов до 20 сентября 2020 года и действовали как временная поправка к основному договору о франшизе.

С 21 сентября 2020 года EMA для большинства операторов были заменены соглашениями о мерах по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (ERMA). Это еще одна временная поправка к основным соглашениям, позволяющая осуществить поэтапный переход к новым Национальным железнодорожным контрактам (NRC).

В 2021-2022 финансовом году наибольшую поддержку от государства получили Great Western Railway (GWR) (285,8 млн. фунтов стерлингов), Govia Thameslink (GTR) (280,5 млн. фунтов стерлингов) и Southeastern (216,4 млн. фунтов стерлингов). GWR и Southeastern работали по соглашению о прямой франшизе, а новые договора начали действовать с 1 апреля 2020 года. Срок действия договора с Southeastern истек 17 октября, и оператор перешел в собственность государства, а контракт GWR истекает в марте 2022 года.

В 2021-22 финансовом году размер ежемесячных платежей уменьшается пропорционально ослаблению ограничений и возобновлению пассажирских перевозок. В начале периода 2021-2022 гг. DfT выплачивала 632,4 млн. фунтов стерлингов, но затем выплаты сократились до 462,5 млн. фунтов стерлингов. За первые четыре месяца текущего финансового года британское правительство выплатило в среднем 524,3 миллиона фунтов стерлингов поддержки.

В 2020/21 финансовом году GTR получил 1,29 млрд. фунтов стерлингов, а GWR с 1,06 млрд. фунтов стерлингов. Наименьшую поддержку в размере 119,6 млн. фунтов стерлингов получил оператор c2c (франшиза Essex Thameside). В среднем DfT выплачивала 640,1 млн. фунтов стерлингов в месяц в 2020-2021 годах; в январе 2021 года выплата составила 717,1 млн. фунтов стерлингов.

DfT сообщает, что, цифры приведены для полноты картины; East Coast и Northern, перешедшие в государственную собственность, уже не работали в рамках EMA или ERMA, и DfT уже несло полную ответственность за их затраты и доходы.

Большинство операторов перешли на NRC перед введением реформы, рекомендованной в обзоре William-Shapps Review.

Согласно EMA, ERMA и NRC, DfT получает выручку и оплачивает большую часть операционных расходов операторов, посредством регулярных платежей по франшизе каждые четыре недели. Платеж предназначен для полного финансирования железнодорожных услуг. DfT заявляет, что деньги не переходят к акционерам.

Операторы также могут получать вознаграждение за управление и эффективность, которое выплачивается ретроспективно после получения аудированной отчетности. Со временем и при определенных условиях эти доходы могут быть переданы акционерам.

Операторы открытого доступа Grand Central, Hull Trains и Lumo, а также Eurostar и Heathrow Express не имеют права на государственную помощь.