Масса груза — мера количества груза; на железнодорожный транспорте основной показатель контроля сохранности груза. Определение массы груза при перевозках обусловлено также требованием установления провозных плат, ведения точного учёта транспортируемых грузов, необходимостью расчёта массы поездов, учёта работы железных дорог, установления соответствующих эксплуатационных и экономических показателей работы железнодорожного транспорта. По массе груза судят о степени использования грузоподъёмности вагонов в целях выявления их недогрузов и перегрузов сверх допустимых норм.
Общая масса груза определяется непосредственным взвешиванием либо по стандартной вместимости транспортных средств или тары. Грузы, перевозимые насыпью, навалом и наливом, а также др. грузы, взвешивание которых на товарных весах отдельно от вагона невозможно, взвешиваются на вагонных весах. В ряде случаев массу груза получают расчётным путём, обмером или условно (например, нефтепродукты, этиловый спирт и др. наливные грузы — по стандартной вместимости цистерн).
Массу тарных и штучных грузов устанавливают до предъявления их к перевозке и указывают на грузовых местах (упаковке). При осуществлении погрузки на местах общего пользования массу груза определяет представитель ж. д., при погрузке на местах необщего пользования (на подъездных путях промышленных предприятий и т. п.) — грузоотправитель. Массу груза по трафарету, по стандарту, расчётным путём, по обмеру или условно определяет грузоотправитель.
Грузы взвешивают на весоизмерительных приборах различных типов, варианты использования которых зависят от норм точности взвешивания грузов. Нормы дифференцированы для различных групп грузов в зависимости от их стоимости, товарной значимости и условий перевозки. Нормы точности взвешивания конкретных грузов установлены стандартами. В них указаны погрешность взвешивания перевозимых насыпью зерна, семян зерновых культур, муки и крупы всех сортов (не должна превышать ±0,1%); проката чёрных металлов (не более ±0,2% ) и т. д. Следовательно, масса груза, указанная в стандарте, определяется с помощью весов, допускаемая погрешность которых не превышает нормально установленную для этих грузов. Необходимая точность взвешивания может достигаться использованием различных технологичесчких схем определения М. г. на весах конкретного типа. Так, точность взвешивания на вагонных весах с остановкой и расцепкой вагонов выше, чем при взвешивании с остановкой без расцепки
Масса груза считается правильной, если разница в массе, полученной на станции отправления, по сравнению с массой, оказавшейся при проверке в пути следования или на станции назначения, не превышает нормы естеств. убыли и предельного расхождения в результатах определения нетто (при недостаче) или предельного расхождения в результатах определения нетто (при излишке). Нормы естеств. убыли массы груза исчисляются либо от брутто (по грузам, перевозимым в таре и упаковке), либо от нетто (по грузам, перевозимым без тары и упаковки).
Проверка массы груза в пунктах назначения производится, как правило, тем же способом, на весах того же типа, что и в пункте отправления по установленным нормам расхождения массы груза (нетто) при отправлении и получении.
При использовании различных средств и методов измерений также приняты предельные расхождения определения массы груза нетто с учётом погрешности измерительных средств.