Главная >> Электроснабжение >> Эксплуатация и технология обслуживания аккумуляторов

Эксплуатация и технология обслуживания аккумуляторов

Эксплуатация кислотных аккумуляторов.

Основным режимом эксплуатации свинцовых аккумуляторов является режим постоянного подзаряда, при котором аккумуляторная батарея, полностью заряженная и обладающая емкостью не менее номинальной, получает от буферного выпрямителя постоянный подзаряд.
Для компенсации саморазряда и содержания аккумуляторной батареи в полностью заряженном состоянии необходимо поддерживать на ней напряжение из расчета (2,2 ±0,05) В на аккумулятор. Для выполнения этого условия ток подзаряда стационарных аккумуляторов выбирают равным 0,02iVA, где N — номер аккумулятора, 0,02 А — ток саморазряда аккумулятора АЖ-1. Буферные выпрямительные устройства должны поддерживать напряжение на аккумуляторной батарее с погрешностью ±2%- Аккумуляторы при этом напряжении можно эксплуатировать без тренировочных зарядов-разрядов и перезарядов.
В электропитающих установках постов ЭЦ крупных станций применяют также режим импульсного подзаряда стационарных аккумуляторных батарей. При этом режиме выпрямительное устройство периодически изменяет выпрямленный ток. Если напряжение на каждом аккумуляторе батареи снижается до напряжения равного или менее 2,1 В, то выпрямитель выдает максимальный ток, превышающий ток нагрузки, т. е. выпрямитель питает нагрузку и заряжает аккумуляторную батарею, напряжение на которой постепенно возрастает. Когда напряжение на каждом аккумуляторе батареи достигнет 2,2 В, ток выпрямителя автоматически уменьшается и становится меньше тока нагрузки. Аккумуляторная батарея начинает разряжаться до напряжения 2,1 В на каждом аккумуляторе. После этого процесс повторяется.

Технология обслуживания свинцовых аккумуляторов.

Для технологического обслуживания электропитающих установок с применением свинцовых аккумуляторов необходимо иметь: принципиальные и монтажные схемы электропитающих установок; денсиметры (ареометры) для измерения плотности электролита и термометры для измерения температуры электролита; переносной вольтметр постоянного тока с пределами измерений 0—3 В; переносную герметичную лампу с предохранительной сеткой или аккумуляторный фонарь; кружку из химически стойкого материала с носиком (или кувшин) вместимостью 1,5—2 л для приготовления электролита и доливки его в сосуды (баки); предохранительные стекла для покрытия элементов; кислотостойкий костюм, резиновый фартук, резиновые перчатки, сапоги и защитные очки; раствор соды; переносную перемычку для шунтирования элементов батареи.
Проверку состояния аккумуляторов необходимо начинать с измерения напряжения и плотности электролита при выключенном переменном токе или при помощи аккумуляторного пробника с внутренней нагрузкой 12 А. Такую проверку должен выполнять электромеханик или аккумуляторщик один раз в четыре недели для систем с автоматической регулировкой и один раз в две недели для систем без автоматической регулировки напряжения на аккумуляторной батарее. При этом также протирают стеллажи 5%-ным раствором питьевой соды, смазывают техническим вазелином болтовые соединения и полюсные зажимы, неокрашенные части и провода, чистят батарейный шкаф.
Аналогично проверяют состояние аккумуляторов. Необходимые измерения выполняет старший электромеханик один раз в год. При внешнем осмотре аккумуляторов проверяют состояние пластин (цвет, коробление, целость). Плюсовые пластины заряженных аккумуляторов имеют темно-бурый цвет, минусовые — серый. Проверяют отсутствие сульфатации и изломов пластин, короткого замыкания между ними; уровень осадка (шлама), отсутствие механических дефектов у сосудов (баков). Следят также за тем, чтобы аккумуляторы не были загрязнены какими-либо посторонними веществами и чтобы шлам не касался пластин, в противном случае принимают своевременные меры к их удалению. В исправном состоянии должны быть и изолирующие подставки.
Уровень электролита должен быть выше верхних краев пластин в аккумуляторах С, СК, СЗ на 10—15 мм, в аккумуляторах АБН-72 — на 20—30 мм, в аккумуляторах АБН-80 — на 30—40 мм.
В эксплуатационных условиях залитые электролитом аккумуляторы могут находиться без заряда не более 6 ч.
Уровень электролита в аккумуляторах с непрозрачным корпусом проверяют стеклянной трубкой диаметром 3—5 мм, имеющей на нижнем конце риски на высоте 35—40 мм. Погрузив трубку в электролит до упора, зажимают пальцем ее верхний конец, затем трубку поднимают и по ее заполнению определяют уровень электролита. В аккумуляторах с прозрачными корпусами уровень электролита определяют по нанесенным меткам уровня.
Все аккумуляторы в батарее должны иметь одинаковую плотность электролита, отличающуюся в отдельных аккумуляторах от номинального значения не более чем на 0,01 г/см3.
При разряженном состоянии аккумуляторов АБН плотность электролита в них должна быть не ниже 1,2 г/см3. Во время заряда температура электролита в аккумуляторах не должна превышать +40 °С.

При понижении уровня электролита заряженные стационарные аккумуляторы доливают дистиллированной водой, если плотность электролита равна или выше 1,2 г/см3, раствором серной кислоты плотностью 1,2-1,21 г/см3 при плотности электролита ниже 1,2 г/см3.

При понижении плотности электролита заряженных аккумуляторов АБН ниже 1,23 г/см3 в аккумуляторы доливают электролит плотностью 1,26 г/см3, а при повышении его плотности более 1,23 г/см3 — дистиллированную воду. В районах, где температура в зимнее время понижается до —30-ь40 °С, плотность электролита в аккумуляторах АБН необходимо увеличить до 1,26—1,3 г/см3.
Напряжение всех аккумуляторов одной батареи должно быть одинаковым.

Приготовление электролита для заливки аккумуляторов.

 Электролитом для заливки свинцовых аккумуляторов служит водный раствор серной кислоты плотностью 1,18—1,22 г/см3, приготовленный смешиванием аккумуляторной кислоты сорта А (плотностью 1,83 г/см3 при температуре +15 °С) с дистиллированной или равноценной ей по чистоте водой.
При приготовлении электролита кислоту во избежание интенсивного нагрева раствора наливают тонкой струей из фарфоровой или эбонитовой кружки в фарфоровый или другой кислото- и термостойкий сосуд, наполненный дистиллированной водой. Раствор при этом все время перемешивают стеклянным стержнем или трубкой из кислотостойкой пластмассы. Обратный порядок заливки кислоты не допускается. Аккумуляторы заливают охлажденным электролитом с температурой не выше +30 °С.
Новые стационарные аккумуляторы С, СК, СЗ заливают электролитом плотностью 1,18 г/см3, аккумуляторы АБН — плотностью 1,21 г/см3.

 
« Эксплуатация и ремонт кабельных линий до 10 кВ   Эксплуатация контактной сети »
железные дороги