контактная сеть

На магистральных железных дорогах эксплуатация контактной сети проводится дистанциями контактной сети. Дистанция входит в состав участков энергоснабжения наравне с другими устройствами электроснабжения: тяговыми подстанциями, постами секционирования, пунктами параллельного соединения, линиями электропередачи, трансформаторными подстанциями и др.
На одну дистанцию контактной сети приходится в среднем развернутой длины контактной сети:
120 км — на двухпутных и многопутных участках при расположении дежурного пункта в середине обслуживаемой зоны; 70 км — на двухпутных и многопутных участках при расположении дежурного пункта в одном конце участка;
80 км — на однопутных участках при расположении дежурного пункта в середине зоны; 50 км — на однопутных участках при расположении дежурного пункта в одном конце участка; 200 км — на крупных узловых станциях.
Объем работ дистанции контактной сети зависит от произведения среднего за год числа пар электропоездов в сутки на развернутую длину контактной сети в километрах и определяет группу сложности (табл. 1).
Дистанции контактной сети, обслуживающие станции стыкования постоянного и переменного тока, относятся к первой группе.
Штат дистанции контактной сети находят на основании расхода трудовых затрат:
0,12 — 0,18 чел. на 1 км развернутой длины контактной сети на текущее содержание и ремонт; 4,2 чел.—на круглосуточное дежурство на дежурном пункте или 2,1 чел, — на круглосуточное дежурство при дежурстве на дому.
Таблица 1. Характеристика групп сложности обслуживания


Линия

Группа сложности

I

II

III

Двухпутная и многопутная, поездо-км Однопутная, поездо-км

Более 8000 Более 2000

2000-8000 1000-2000

Менее Менее

2000 1000

Дежурные пункты дистанций контактной сети строят по типовым проектам и размещают на одной территории с тяговой подстанцией или с конторой участка энергоснабжения. С дежурного пункта должен быть обеспечен быстрый и беспрепятственный выезд восстановительных автомотрисы и автолетучки. На дежурном пункте размещены помещения дежурного и обслуживающего персонажа, мастерские, гараж, складские помещения. При дистанции контактной сети имеется монтажно-восстановительная автомотриса и автодрезина, оборудованная изолированной вышкой, автолетучка и железнодорожная платформа. Также имеется неснижаемый запас материалов, оборудования и приспособлений для восстановительных работ, установленный перечнем, утвержденным МПС.
Примерный штат дистанции контактной сети
Старший электромеханик (при большом объеме работ) ... 1
Начальник дистанции      1
Электромеханик    1—2
Дежурный электромеханик . . . 4 — 5
Техник (при большом объеме
работ)            1
Электромонтер:
6-го разряда            1—2
5-го разряда            2—4
4-го разряда            4 — 6
3-го разряда            4 — 6
Дежурный электромонтер (для
круглосуточного дежурства) 4—5 Дежурный водитель автомотрисы 4 — 5
Водитель автолетучки     1
Уборщица    1
Итого: общий штат меняется от 18 до 39 чел.
Автомотриса АТВ укомплектована прожекторами низкого напряжения, электросварочным аппаратом мощностью 12 кВ А радиостанцией, электромегафонами.
Дистанция контактной сети проводит следующие виды работ.
Текущие осмотры. Во время осмотров тщательно проверяют все устройства контактной сети. Выявленные неисправности и дефекты, которые могут привести к нарушению нормальной работы устройств, устраняют после осмотра. Остальные работы включают в объем текущего или капитального ремонта.
Технические данные монтажно-восстановительиой автомотрисы АТВ
Тип двигателя        Дизель
УД6-250ТК
Мощность, кВт        170
Род передачи         Гидромеханическая
Скорость, км/ч        80
Мощность электростанции,
кВт                 50
Напряжение электростанции, В 380
Высота подьема вышки, м 7,6
Напряжение изоляции площадки, кВ              35
Вылет от осевой пути, м до 4
Грузоподъемность крана, т 3
Осмотр проводят как при обходах, осматривая контактную сеть из бинокля, так и при объездах, осматривая с помощью ЛТС или специального фонаря на крыше вагонов. Из последнего контролируют, как правило, качество токосъема. Осмотры и объезды проводят по утвержденным графикам.
Текущие ремонты проводятся бригадами в установленные правилами эксплуатации сроки и в случае необходимости, после выявления во время осмотров повреждений или отклонений от нормального состояния. Порядок работ определяется требованиями технологических и технолого-нормативных карт.
Капитальный ремонт проводится по отдельным указаниям энергоучастка. Объем и сроки капитального ремонта устанавливают в зависимости от степени износа отдельных элементов, которая определяется размером и скоростями движения электропоездов, климатическими условиями, наличием в атмосфере вредных примесей, типами и конструкцией оборудования и элементов контактной сети.
Обеспечение работы контактной сети в тяжелых метеорологических условиях. Контактная сеть подвержена воздействию ветра и гололеда.
Чтобы контактная сеть обеспечивала бесперебойность движения поездов в условиях большого ветра, необходимо соблюдать: нормативное натяжение проводов; проектные расстояния от контактного провода до расположенных под ним устройств; зигзаги у опор и выносы проводов в пролете.
Для борьбы с гололедом применяют: профилактический подогрев, электрическую плавку, механическую очистку, а также химическую очистку.
Для профилактического подогрева, а также электрической плавки гололеда собирают специальные схемы питания контактной сети от тяговых подстанций. Для этого контактная сеть оборудуется добавочными разъединителями.
Аварийно-восстановительный ремонт. При получении извещения об аварии на контактной сети на место аварии выезжает на автодрезине или летучке дежурная бригада. Восстановительный ремонт ведется в такой последовательности:
установление аварии и обеспечение безопасности для окружающего населения;
временное восстановление пути, проход поездов по инерции;
временное восстановление контактной сети, проход поездов с пониженной скоростью;
полное восстановление контактной сети, которое может быть произведено после пропуска поездов в специальное окно в графике движения.
Оценка работы дистанции контактной сети проводится по балльной системе, которая предусматривает проверку состояния контактной сети главных путей с записью на ленту, а также визуальную оценку основных параметров 1 раз в квартал. Отклонение от норм, а также брак в работе оцениваются штрафными баллами. Состояние контактной сети в пределах дистанции, участка электроснабжения оценивают средним баллом £ср, определяемым как
 
где Ϭ, — штрафной балл; L — длина приведенной контактной сети.
Устанавливают следующие оценки состояния контактной сети, баллы:
До 25             Отлично
25 — 50 ....    Хорошо
50—100 . . . .            Удовлетворительно
Более 100 . . .          Неудовлетворительно
Отдельные нормативы по балльной оценке контактной сети приведены в табл. 2.
Таблица 2. Баллы оценки состояния контактной сети


Показатель

Отклонение от нормативных параметров

Баллы

Зигзаги контактного провода в точках фиксации и выносы
контактного провода в середине пролета на кривых участках пути и в точках наибольшего отклонения от оси токоприемника на сопряжении и воздушной стрелке, см

От -16 до -20

50

16-20

100

Более —20

100

Более 20

200

Более 50

200

Разность высот контактного провода под фиксаторами у соседних опор, см

11-15

10

16-20

50

Более 20

200

Неудовлетворительный проход токоприемника под зажимами
всех типов

Один удар

100

 

 

Разбитый изолятор

Один изолятор

50

Брак в работе контактной сети за квартал

Один брак

300

Прочие повреждения контактной сети за квартал, приведшие
к задержкам поездов

Одно повреждение

200

 

 

Таблица 3. Значения коэффициента К1


Контактная сеть

А", для

трамвайной сети

троллейбусной сети

смешанной сети

Простая поперечина:

 

 

 

на перегонах

0,7

0,8

на узлах

1

1

1,4

на кронштейнах

0,7

0,7

Подвеска на цепных поперечинах:

 

 

 

 

 

 

 

на перегоне

0,9

0,9

на узле

1

1

1,4

Цепная (эластичная)

0,4

0,7

-

На наклонных струнах

0,6

0,6

В туннелях (цепная)

-

1,2

-

Депо и припарковые пути

0,9

0,9

-

 

 

 

 

Служебные пути

0,5

0,5

-

Подвеска на потолочных

2

2

подвесах

 

 

 

Таблица 4. Значения коэффициента К2


Частота движения

*2

До 10 поездов в час

0,95

До 20

1

До 30

1,05

До 40

1,1

До 50

1,15

Более 60

1,2

Грузовые ветки и запасные пути

0,8

Пути депо

1,15

Таблица 5. Учет добавочной трудоемкости от спецчастей


Специальная часть контактной сети

/пр, км

Управляемая стрелка

0,5

Сходная стрелка, пересечение проводов трамвая и троллейбуса, пере
сечение троллейбусных проводов,
мачтовый разъединитель

0,2

Дистанционно управляемый разъединитель

0,4

Секционный изолятор

0,05

Узел грузовой компенсации

0,3

Таблица 6. Система ремонтов


№ ремонта

Ремонт

Периодичность

0

Контрольный осмотр

2 мес

1

Профилактический ремонт
специальных частей; секционные изоляторы троллейбусной сети, пересечения МПИ-6-12Д, компенсационные устройства

1 мес
3 мес

1

Профилактический ремонт сети трамвая и троллейбуса

6 мес

2

Средний ремонт сети при цепной подвеске

4 года

2

Средний ремонт при других видах подвесок

3 года

3

Капитальный ремонт сети при цепной подвеске

12 лет

3

Капитальный ремонт при других видах подвесок

9 лет

На городском электрическом транспорте для эксплуатации контактной и кабельной сетей организуется структурное подразделение — служба контактной и кабельной сети. Служба подразделяется на участки и районы. Участки закрепляются за бригадами. За районами или участками закрепляется определенной длины контактная сеть в условных километрах.

Район имеет производственные помещения, монтажный транспорт, механизмы (автомашины-вышки, обычные автомашины, автокраны), приспособления и комплекты инструментов, запас материалов и спецчастей. Район выполняет все виды осмотров, профилактических и текущих ремонтов, регулировочные и измерительные работы, переустройство контактной сети. Для аварийно- восстановительного ремонта в специальных пунктах осуществляется круглосуточное дежурство бригад.
Исправное состояние контактной сети ГЭТ обеспечивается выполнением работ, предусмотренных системой ремонтов (табл. 6).