Незакаленные рельсы все больше и больше не соответствуют условиям эксплуатации на линиях с высокой грузонапряженностью. Самые нестойкие по контактно-усталостным дефектам— это рельсы нестандартной длины, выпускаемые Нижнетагильским металлургическим комбинатом. Поскольку они первого сорта, то и укладываются в тех же условиях, что и закаленные (около 10 % от общей длины рельсов первой и второй групп). Так, в 1984 г. на 255,6 км, взятых нами под наблюдение, было уложено 233,4 км закаленных рельсов первой и второй групп и 22,2 км незакаленных длиной 25 м после сварки в РСП. Что же оказалось!
Незакаленные рельсы на трех участках стали выходить из строя по рисунку 21.2 уже после пропуска около 200 млн. т брутто. К моменту прохода 300 млн. т брутто их изъятие составило 6—10 шт/км. После пропуска этого тоннажа их выход из строя еще более увеличился. Заметим, что 300 млн. т брутто — предельный тоннаж для этих рельсов не только в кривых, но и в прямых участках пути (зависимости 1, 3 и 4 на рисунке).
Стойкость незакаленных рельсов заметно падает с возрастанием осевой нагрузки. Если при 16,5— 17,0 тс/ось одиночное их изъятие к моменту прохода 300 млн. т брутто равно 6—7 шт/км (зависимости 3 и 4), то при 19,5—20 тс/ось оно достигает 9—10 шт/км (зависимость 1), а нормативное одиночное изъятие 5 шт/км соответственно происходит при тоннаже 290 и 225 млн. т брутто. Низкая контактно-усталостная стойкость незакаленных рельсов (дефекты 11.1-2; 21.1-2; 41.1-2; 40) вызывает необходимость их преждевременной замены.
Пока не видно улучшений и в службе незакаленных рельсов нестандартной длины первой группы качества. Так, рельсы прокатов Т182 и ТХ183, раскисленные кремний-магниево-титановой и кремний-цирконий-кальциевой лигатурами, уже после пропуска 80 млн. т брутто стали выходить из строя по рисунку 21.2.
Изъятие рельсов в зависимости от пропущенного тоннажа: 1, 3 и 4 — незакаленные (сварные) рельсы проката ТУ80, ТУТ1180 и ТХ80; 2 — незакаленные рельсы проката АХ80 в прямом участке; 5 и 6 — незакаленные (сварные) рельсы первой группы качества проката Т182 и ТХ183; 7 — закаленные рельсы первой группы проката Т182 в прямом участке; 8 и 9 — закаленные рельсы проката KШ81 и T181 в прямом участке
К моменту прохода 300 млн. т брутто изъятие на участке 5 в прямой достигло нормативной величины (5 шт/км), т. е. такого же значения, как и на участке 3 с незакаленными рельсами второй группы. На участке 6 к моменту пропуска 69 млн. т брутто из 44 рельсов, лежащих на упорных нитях двух кривых радиусом 850 м, 26 оказались дефектными по рисунку 11.1-2 со сплывами и выкрашиваниями металла глубиной более 3 мм. К моменту пропуска тоннажа примерно в 125 млн. т брутто уже все рельсы были дефектными.
Нижнетагильский комбинат должен установить причины низкой эксплуатационной стойкости незакаленных рельсов нестандартной длины и принять меры к улучшению их качества или не поставлять такие рельсы первым сортом.
Заметно снизилась стойкость незакаленных рельсов завода «Азов- сталь». Об этом можно судить по уменьшению величины тоннажа в прямых участках пути, вызывающего нормативное изъятие рельсов 5 шт/км. Если у рельсов проката А71 он равен 530 млн. т брутто, то у рельсов проката А78 — уже 470 млн. т примерно в равных условиях эксплуатации и при осевой нагрузке 16,5—17,0 тс. При рельсах проката АХ80 на участке с осевой нагрузкой 19,5— 20,0 тс он равен 350 млн. т брутто (зависимость 2). Столь заметное влияние осевой нагрузки прежде всего и указывает на недостаточную эксплуатационную стойкость незакаленных рельсов. Заводу «Азовсталь» необходимо принять безотлагательные меры к повышению стойкости незакаленных рельсов и прежде всего за счет улучшения качества и чистоты стали.
На снижение стойкости незакаленных рельсов указывает и возрастание разницы между одиночным изъятием их из пути по дефектам контактно-усталостного происхождения и изъятием объемнозакаленных рельсов. В прямом участке в сравнимых условиях эксплуатации после пропуска 500 млн. т брутто выход из строя объемнозакаленных рельсов НТМК и КМК составил 1,1—1,3 шт/км, в то время как незакаленных завода «Азовсталь» — 14,4 шт/км, а незакаленных НТКМ из кусков нестандартной длины — 32 шт/км. Таким образом, не должен оставаться в стороне от проблемы повышения стойкости незакаленных рельсов и Кузнецкий металлургический комбинат.
А. М. КРУТИКОВ, начальник путеобследовательской станции, О. В. ГРИГОРЬЕВ, зам. начальника станции г. Донецк