Основные условия высококачественного выполнения работ по смене рельсов перечислены в Технических условиях, составленных Комитетом по вопросам пути AREA. Эти Технические условия, заключаются в следующем.
Участок, на котором должны производиться работы по смене рельсов, назначается главным инженером по содержанию пути. Рельсы в зависимости от класса их должны подразделяться по месту укладки следующим образом (табл. 1).
А. Разгрузка
С платформ рельсы разгружаются с помощью крана и укладываются осторожно на землю головкой вверх; подошва рельса должна опираться на надежное основание.
Рельсы разгружаются около мест укладки их в путь.
В путь рельсы должны укладываться так, чтобы расстояние между стыками одной нити и серединами противоположных рельсов не превышало 76,2 мм или, лучше, было не более 457,2 мм. Удобнее всего положение стыков устанавливать с помощью стальной рулетки.
Желательно, чтобы рельсы, предназначенные для переездов, для путей вдоль станционных платформ, для мостов и других специальных путей, разгружались в таких местах, где они не могли бы быть повреждены и не служили препятствием для работ,
Таблица 1
Класс рельсов | Стандартная длина в м | Окраска | Применение |
Первый сорт— низкое содержание углерода | 11,89 | Не окрашиваются | Пригодны для укладки в любой путь, желательно в прямые участки |
Первый сорт— высокоуглеродистые | 1 1,89 | Синяя | Пригодны для укладки в любой путь, желательно в кривые |
Первый сорт— рельсы А |
| Желтая | Прямые участки пути; не применять там, где затруднено обследование рельсов |
Первый сорт— укороченные рельсы |
| Зеленая | Любой путь |
Второй сорт | 1 1 ,89 и короче | Бела я | Прямые участки пути или кривые радиусом не менее 580 м; желательно применять на участках пути с грузовым движением или там, где скорость движения поездов не превышает 80,5 км/ч. Не применять на участках, где затруднено обследование рельсов. |
Х-рельсы | 1 1.89 и короче | Коричневая | Применять на участках с небольшими скоростями движения поездов, на стрелочных переводах боковых путей и на других участках по указанию главного инженера |
Чтобы свести до минимума обрезку новых рельсов, имеющих нормальную длину, в соответствующих местах должны быть уложены укороченные рельсы, применяющиеся при изолированных стыках для обеспечения необходимых зазоров, а также на стрелках.
В главные пути не должны укладываться рельсы короче 7,62 м, исключение составляют стрелочные переводы и места, где срочно требуется восстановить непрерывность пути, для этих случаев рельсы должны быть не короче 4,27 м.
Элементы стыков, стрелочных переводов и промежуточных скреплений должны разгружаться и раскладываться одновременно с рельсами; только мелкие детали остаются в ящиках до начала работ по укладке рельсов.
Б. Подготовка пути
Путь в профиле должен быть приведен в хорошее состояние до укладки новых рельсов. Если выправка требует значительной подъемки пути, эти работы должны быть закончены до укладки новых рельсов.
Ни одну часть конструкции пути, отсутствие которой могло бы повлиять на устойчивость пути, не следует удалять до начала смены рельсов. Если смена рельсов производится без перерыва движения поездов, то место работ ограждается сигналами или должно быть выдано предупреждение о снижении скорости.
В. Укладка рельсов
Непосредственно перед укладкой в путь рельсов необходимо контактные поверхности концов рельсов и стыковых накладок покрыть смазкой, аналогичной той, которая применяется при лубрикации рельсов.
Основания для подкладок на шпалах должны быть выровнены и находиться в одной плоскости. Для того чтобы эти требования были удовлетворены, производится подтеска шпал. После удаления старых костылей в отверстия в шпалах вставляют пробки. После подтески шпалы покрывают креозотом (если нужно, креозот подогревают).
При укладке новых рельсов на все шпалы предварительно раскладываются подкладки. Там, где это возможно, подкладки устанавливаются после того, как для них будет подготовлена постель, и до того, как будут уложены новые рельсы.
Как правило, на многопутных участках укладка рельсов производится навстречу движению поездов, а на однопутных участках — навстречу преобладающему движению.
Для обеспечения требуемых зазоров между концами рельсов устанавливаются стандартные металлические, фибровые или деревянные прозорники; толщина их определяется в соответствии с табл. 2.
Таблица 2
Температура рельса в °С | Величина зазора при | |
100 стыках на 1 км (рельсы длиной 1 0 м) | 84 стыках на 1 км (рельсы длиной 11,8м) | |
—32— 4 | 4, 8 мм | 6, 4 мм |
—3+10 | 3,2 » | 4,8 » |
11—24 | 3,2 » | 3,2 » |
25—38 | 1,6 » | 1,6 » |
Свыше 38 |
| 1 |
В тех случаях, когда применяются прозорники, они должны оставаться в зазорах на протяжении 12 звеньев от места укладки.
В тоннелях, где температура выше 21° С, рельсы можно укладывать без зазоров; там, где температура ниже 21° С, рельсы укладываются с зазорами; величина зазора определяется из расчета, чтобы на каждые 11° С разницы температуры между 21°С и действительной температурой в тоннелях приходился зазор величиной 1.6 мм (для рельсов длиной 11,89 м).
Для измерения температуры рельса применяются рельсовые термометры: при чтении показаний термометра последний должен находиться на теневой стороне подошвы рельса.
Одновременно в путь должен укладываться только один рельс, за исключением тех случаев, когда движение поездов нельзя перевести на другой путь; в этом случае допускается предварительное сболчивание в одну плеть рельсов в количестве не более 20 шт.; в процессе укладки рельсов надо обращать внимание на сохранение одинаковых зазоров между концами рельсов. При укладке рельсов надо избегать ударов по ним; смежные концы рельсов должны соответствовать друг другу.
Рельсы должны укладываться так, чтобы стыки не попадали на переезды и в пределы стрелочных остряков или контррельсов; кроме того, стыки должны находиться на расстоянии не менее 1,83 м от концов мостов со сквозной проезжей частью. В тех случаях, когда требуется применение рельсов, длина которых больше стандартной, они должны быть не короче 18,29 м.
Стыки должны быть собраны до забивки костылей: стыковые накладки устанавливаются вертикально; затяжка болтов производится от середины стыка к его концам. Должны применяться пружинные шайбы или другие подобные рекомендованные устройства.
Все костыли должны забиваться вертикально и перпендикулярно к оси рельсов; между нижней гранью головки костыля и верхней гранью подошвы рельса должно оставаться расстояние от 3,2 до 4,8 мм, ни в коем случае костыли не должны забиваться ниже; не допускается также выпрямление костылей в процессе забивки. Не допускается забивка костылей непосредственно за стыковыми накладками.
До прохода поезда по новым рельсам должны быть установлены все противоугоны.
При укладке второй нити рельсов должна проверяться ширина колеи, по крайней мере, над каждой третьей шпалой.
Если возникает необходимость временного восстановления непрерывности пути для пропуска по нему поезда, это должно осуществляться с помощью рельса, снятого с пути при смене рельсов. Длина такого рельса должна быть не менее 4,27 м. Если сечение временного рельса отличается от сечения новых рельсов, то такие рельсы соединяются с помощью переходных накладок. Временный рельс должен иметь полное количество болтов и костылей. К концу рабочего дня оставшееся расстояние между новыми и старыми рельсами должно быть заполнено звеном из новых рельсов; длина звена должна быть не меньше 5,49 м; со старыми рельсами звено из новых рельсов соединяется с помощью переходных накладок.
Г. Заключительные работы
Все уложенные рельсы к концу рабочего дня должны быть прикреплены полным количеством костылей и иметь полное количество болтов; должно быть также установлено полное количество противоугонов. Болтовые отверстия в полевых условиях должны сверлиться, а не прожигаться.
После укладки концы рельсов должны быть отшлифованы так, чтобы поверхности катания их находились в одном уровне. На концах рельсов должны быть фаски, сделанные на заводе; если фасок нет, то их следует сделать на месте вскоре после укладки рельсов в путь.
Снятые с пути рельсы должны маркироваться по группам в соответствии со своим состоянием; маркированные рельсы должны отгружаться вместе со скреплениями.
Все шпалы, на которые вновь уложенные новые рельсы опираются не полностью, должны быть подбиты, а костыли вытащены и забиты вновь; при производстве этих работ должно сохраняться предупреждение о снижении скорости движения поездов. Если проведению таких работ препятствует плохая погода, то на отрясенные шпалы разрешается временно укладывать прокладки.
Если есть необходимость, то болты подтягивают вторично. После окончания работ по балластировке и выправке пути по уровню проверяется натяжение всех болтов и, если требуется, в болтах создается установленное натяжение.