Подуклонка рельсов  — установка рельсов с уклоном 1 : 20 внутрь рельсовой колеи по отношению к верхней постели шпал. Размер подуклонки рельсов определяется коничностью основные рабочей части бандажей (поверхности катания) новых колёс подвижного состава. Коничность бандажей колёсных пар исключает их износ в виде жёлоба и обеспечивает меньшую чувствительность колёсных пар к неисправностям пути. Подуклонка рельсов создаёт лучшие условия опирания колёс на рельсы, уменьшает эксцентриситет приложения нагрузки от колёс и пластичной деформации головок рельсов. П. р. направлена внутрь колеи для лучшего сопротивления воздействию колёс, стремящихся опрокинуть рельсы в наружную сторону колеи. При деревянных шпалах .

Подуклонка рельсов достигается укладкой рельсов на металлической клиновые подкладки, при железобетонных шпалах  — соответствующей формой верхней постели шпалы. Допускаемые отклонения подуклонки рельсов на отечественных железных дорог
Подуклонка рельсов

Подуклонка рельсов на деревянных шпалах

Рис. 1. Подуклонка рельсов на деревянных шпалах с помощью металлических клиновых подкладок.
±1 : 30 (подуклонка рельсов не должна быть более 1 : 12 и менее 1 : 60). На железных дорогах стран Западной Европы принят такой же уклон, на дорогах США — 1 : 40. На криволинейных участках пути при возвышении наружного рельса происходит раз уклонение» рельсов в горизонтальной плоскости, что требует исправления подуклонки рельсов. На путях, примыкающих к стрелочным переводам и крестовинам, подуклонку рельсов делают постепенно на протяжении 12,5 м. Правильность подуклонки рельсов проверяют специальными шаблонами без нагрузки на путь.