Лежневая дорога — колея из выступающих или врытых вровень с грунтом деревянных продольных брусьев (лежней). По таким путям, например в шахтах, передвигались тележки (вагонетки). Сход тележек с Л. Д. предотвращал направляющий стержень, укреплённый в ниж. части тележки и входивший в промежуток между лежнями; затем стали укладывать лежни, которые имели скруглённую форму, а на колёсах тележек появились желоба. Первоначально тележки перемещали вручную, позднее стали впрягать лошадь, лежни не только служили направляющими, но и воспринимали основные нагрузку. В 13—14 вв. Лежневые дороги были на многих рудниках и шахтах, использовались при строительстве военных укреплений (см. рис.). Остатки тележки на терр. нашей страны найдены в 1722 в старом медном руднике, в котором разработки руды велись ещё в 17 в.
лежневая дорога
лежневая дорога в средневековой шахте. Гравюра из книги «Космография», изданной в Германии в 1550.
Элементы «полосовой» дерев, дороги, проложенной по указу Петра I (в начале 18 в.), обнаружены при изысканиях трассы Петербург-Московской железной дороги в 1842. Продольные дерев, гладкие лежни покоились на поперечных брусьях (шпалах). По такому пути в тележках можно было перевезти груза в 4 раза больше, затрачивая усилий меньше, чем при движении без направляющей колеи, особенно при использовании конной тяги. Со временем стали передвигать повозки канатным приводом от водяного колеса.
В 1763—64 на Колывано-Воскресенскнх заводах на Алтае была построена лежневая дорога по проекту К. Д. Фролова. Дорога была проложена на подмостях. Лежни, вероятно, были с железным покрытием; тележки («собаки») имели направляющие стержни. Для движения повозок использовался канатный привод от водяного колеса. В последующие годы Л. д. были построены Фроловым на др. заводах Алтая. В 1778 на Семёновском руднике была проложена подземная Л. д. механиком Ф. С. Вагановым. Лежневые дороги строились в рудниках и шахтах в Венгрии, Германии, Франции, Великобритании (например, в англ. г. Дерби такая дорога действовала ещё в 1782). С появлением более тяжёлых тяговых средств (локомотивов), с увеличением нагрузки на путь лежни сначала стали обивать листами железа, затем начали делать целиком железные рельсы, которые позже стали отливать.