Лесовозные железные дороги — служат для освоения лесных массивов, вывоза леса и доставки его на склады лесозаготовительных предприятий. Лесовозные железные дороги могут быть как широкой, так и узкой колеи. В нашей стране наибольшее распространение получили лесовозные железные дороги с колеёй 750 мм, однако отдельные лесовозные железные дороги строят с нормальной колеёй 1520 мм. Лесовозная железная дорога, как правило, имеет магистраль — основные участок, связывающий осваиваемый лесной массив с ниж. складом и рассчитанный на весь период эксплуатации лесосырьевой базы предприятия. Магистраль делит лесосырьевую базу на две части. Для освоения этих частей строятся ответвления от магистрали — ветки. К лесосекам на срок эксплуатации до одного года прокладывают т. и. лесовозные усы. Рельсошпальная решётка таких временных дорог укладывается непосредственно на спланированный грунт или на хворостяную выстилку (без обычного балласта), которая подбивается отходами от рубки леса (ветками и сучьями деревьев). Ср. расстояние вывоза по отечественным Л. ж. д. в 80-х гг. составляло около 50 км. Магистральные лесовозные железные дороги с колеёй 750 мм в зависимости от грузооборота делятся на три категории: 1 — с годовым объёмом вывоза более 600 тыс. м3; II — с годовым объёмом 201—600 тыс. м3; III— с годовым объёмом до 200 тыс. м3. Часто лесовозные железные дороги наз. грузосборочными, обслуживают несколько лесозаготовит. предприятий. На Л. ж. д. с колеёй 750 мм в качестве тяговых единиц применяют тепловозы с нагрузкой на ось 40—60 кН; используют специальные вагоны-сцепы, позволяющие перевозить древесину в хлыстах, и платформы для различных сортиментов и др. штучных или сыпучих грузов.
За рубежом лесовозные железные дороги были распространены в 30—40-е гг., постепенно вытеснены автомобильными.