Диспетчерская централизация — управление движением поездов на участках железнодорожных линий значительной протяжённости (десятки и сотни км), оборудованных устройствами электрической централизации на станциях и автоматической блокировкой на перегонах; способствует повышению безопасности движения. Диспетчерская централизация осуществляется диспетчером из одного пункта управления с помощью устройств телеуправления (ТУ) и телесигнализации (ТС). На отечественных железных дорог впервые диспетчерская централизация введена на участке Люберцы — Куровская в 1936. К началу 90-х гг. диспетчерская централизация действовала примерно на 25% линий сети. Диспетчерская централизация обеспечивает управление стрелками и сигналами несколько станций и перегонов; контроль положения стрелок на всех станциях и др. контролируемых пунктах, занятости стрелок и перегонов, станционных  путей и прилегающих к ним блок-участков. Эта информация, а также показания входных и выходных светофоров дублируются аппаратурой управления на пульте диспетчера. При диспетчерской централизации возможно резервное управление стрелками и сигналами станций по приёму, отправлению поездов и производству манёвров или местное управление стрелками для автоматическими записи исполненного графика движения поездов. Системы диспетчерской централизации дают возможность диспетчеру корректировать направление движения при ложной занятости  блок-участков.
На однопутных линиях диспетчерская централизация позволяет увеличить использование пропускной способности, ускорить продвижение поездов благодаря повышению их участковой скорости, что даёт возможность отодвинуть на некоторое время строительство вторых путей, вести в этот период постепенное наращивание пропускной способности, увеличивая длину станционных  путей, осуществляя строительство двухпутных вставок. Повышение пропускной способности возможно и в результате введения пакетного (или частично пакетного) графика движения поездов. Организация динамики поезда способствует снижению затрат электроэнергии и топлива благодаря безостановочному скрещению поездов. Внедрение диспетчерской централизации на однопутных линиях обеспечивает значит, сокращение штата линейных работников (60—100 чел. на 100 км).
На двухпутных линиях диспетчерская централизация даёт возможность чётко организовать движение поездов по графику и обеспечить максимальное использование пропускной способности участка. Для этого система диспетчерской централизации дополняется средствами автоматизации, используемыми диспетчером для установки маршрутов поездов, следующих по расписанию, устройствами для оповещения пассажиров и др.
Для осуществления диспетчерской централизации на станциях и участках, находящихся в ведении одного диспетчера, его рабочее место оборудовано световым табло, на котором отображается состояние контролируемых объектов; поездографом; средствами связи, в т. ч. устройствами перегонной связи и поездной радиосвязи с локомотивами. В распоряжении диспетчера находятся устройства ТУ для ввода команд — клавиатура и манипулятор, аппаратура преобразования команд в дискретные кодовые сообщения и электрическое сигналы. Контролируемые объекты также оборудованы аппаратурой для приёма сигналов ТУ, преобразования сигналов в дискретные сообщения (команды) и выдачи команд для исполнения в устройства электрическое централизации.
Широко применяются двухпроводные асинхронные и синхронные системы диспетчерской централизации. Асинхронные системы с групповыми каналами ТУ и ТС работают в режиме симплексной связи по цепям т. и. цепочечной структуры, в которых импульсы пост, или переменного тока формируют дискретные сигналы. Получило распространение несколько разновидностей этой системы: временного кода с импульсами постоянный тока; полярного кода в канале ТУ и частотного в канале ТС; частотного кода в каналах ТУ и ТС. Системы этого класса имеют логические узлы, обеспечивающие подключение к каналу ТС только одного контролируемого пункта и защиту от воздействия помех. Передача сигнала на различных контролируемых пунктах происходит в случайные моменты времени, в результате изменения состояния к.-л. объекта, поэтому каждый сигнал содержит адреса пунктов и группы объектов, в которых произошли изменения, и данные о фактическом состоянии всех объектов в группе после происшедшего изменения.
Синхронные системы диспетчерской централизации с групповыми каналами ТУ и ТС работают в режиме полудуплексной связи. Сигналы ТС передаются кратковременной посылкой на контролируемый пункт группового сигнала вызова или сигнала, по которому включаются счётчики времени на всех пунктах. На определенные позициях счётчиков к каналу ТС подключаются различных пункты, осуществляется т. и. цикловая синхронизация. Информация о состоянии контролируемых объектов в различных группах передаётся в пределах каждого контролируемого пункта. На отечественных железных дорогах получили распространение системы «Нева» и «Луч». Система «Нева» имеет частотную модуляцию, система «Луч» — трёхзначную относительно-фазовую
Применяются также асинхронные четырёхпроводные системы диспетчерской централизации с передачей по каналам телеуправления большого числа вызовов и с индивидуальным вызовом контролируемого объекта. В этих системах в ответ на сигнал вызова на пункт управления передаётся информация
о          состоянии объектов только в тех группах, в которых с момента получения предыдущего вызова состояние изменилось. При этом загрузка канала ТС уменьшается, в результате чего повышается достоверность передачи сигналов. Этот способ обеспечивает более надёжную и достоверную передачу сигналов.
Показатели можно также улучшить, установив два или три комплекта аппаратуры, применив помехозащищённые коды и обратную информационную или решающую связь. Высокая достоверность передачи сигналов обеспечивает необходимую точность особо ответственных команд диспетчера (например, при изменении направления движения на однопутном перегоне, при ложной занятости блок-участка, для размыкания маршрута и перевода стрелки при ложной занятости путевых участков).
В технических средствах диспетчерской централизации используются элементы вычислит, техники, усовершенствованные средства передачи данных и аппаратуры каналов связи широкого применения. Создаются системы слежения за движением поездов с контролем и отображением их номеров. При этом решаются и др. задачи: регистрация графика исполненного движения, автоматическими установка поездных маршрутов, оповещение пассажиров о подходе поездов, контроль выполнения графика движения на более высоких уровнях управления, автоматическими задание тяговых режимов локомотивам с учётом условий движения поездов.