Акционерное общество «Днепровагонмаш» (Украина) производит грузовые вагоны с начала XX века и имеет ведущую опытно-конструкторскую базу Минтяжмаша по созданию специализированных вагонов всех типов.
Предприятие поставляет вагоны в страны СНГ и Балтии, в Китай, Индию, Пакистан, Иран, Болгарию, Словакию, Кубу, Египет, Алжир, Гвинею, Нигерию, Германию и ЮАР.
Всего за время работы АО «Днепровагонмаш» было спроектировано более 150 моделей вагонов. Годовой объем производства до 4000 ед. вагонов.
Характеристики некоторых типов грузовых вагонов приводятся ниже.

Специализированный вагон-хоппер модели 25-4083, производства Днепровагонмаш, предназначен для перевозки глинозема и других сыпучих грузов по сети магистральных железных дорог колеи 1520 мм (рис. 1). Вагон представляет собой крытую цельнометаллическую кузовную конструкцию, обеспечивающую возможность механизированной загрузки груза самотеком через погрузочные люки на крыше вагона и полную выгрузку в межрельсовое пространство через нижние люки. Оборудован механизмом открывания крышек разгрузочных люков с винтовым приводом. Гарантирует полную сохранность перевозимого груза от потерь благодаря конструктивным особенностям затворов нижних люков и защиту его от атмосферного воздействия.
Вагон-хоппер для перевозки глинозема
Рис. 1. Вагон-хоппер для перевозки глинозема и других сыпучих грузов, модель 25-4083, производства АО «Дпепровагонмаш»
Технические характеристики:
Грузоподъемность, т ... 73
Масса тары, т ... 21
Нагрузка от колесной пары на рельсы, т 23
Длина по осям автосцепок, мм .. 12   000
Объем кузова, м3 ... 74
База вагона, мм . 7780
Габарит 1-ВМ

 

Вагон-хоппер модели 19-4109, производства АО «Днепровагонмаш» приведен на рис. 2.
Крытый вагон-хоппер предназначен для транспортировки цемента, минеральных удобрений и других сыпучих грузов насыпью по сети магистральных железных дорог с обеспечением защиты груза от атмосферного воздействия.

Вагон-хоппер модели 19-4109
Рис. 2. Вагон-хоппер модели 19-4109, производства АО «Днепровагонмаш»
Конструктивные особенности вагона-хоппера следующие: обшива кузова выполнена из гладких металлических листов; угол наклона стенок бункеров увеличен с 51 до 55°; каркас стен (стойки и поперечные дуги крыши) вынесен наружу, что позволит обеспечить качественную антикоррозионную обработку внутренней поверхности обшивы кузова; крыша и кузов, или отдельно крыша, имеют возможность применения обшивы из нержавеющей стали, что обеспечит антикоррозионную стойкость обшивы и продлит срок эксплуатации вагона; крыша вагона оборудована двусторонним трапом, что повысит удобства при проведении погрузочно-разгрузочных работ; кузов внутри, в зоне бункеров, оборудован площадкой, облегчающей условия труда при обслуживании вагона; боковая стена вагона имеет плавный переход в крышу кузова; конструкция крыши предусматривает размещение дефлектора, что позволит исключить деформацию крыши при разгрузке и снизить образование конденсата, приводящее к коррозии крыши; загрузочные и разгрузочные люки оборудованы уплотнительными устройствами по всему периметру, исключающими потери груза и попадание влаги внутрь; механизм разгрузки имеет ручной привод, обеспечивающий ускоренное открывание разгрузочных люков; кузов предусматривает места установки вибраторов с элементами крепления.
Технические характеристики:
Грузоподъемность, т . 71
Масса тары, т .. 23
Объем кузова, м3 95
Длина по осям автосцепок, мм .. 14   720
Габарит . 1-ВМ

Полувагон модели 12-410, производства «Днепровагонмаш», предназначен для транспортировки сыпучих, мелкокусковых и штучных грузов по магистральным железнодорожным путям колеи 1520 мм (рис. 3). Полувагон представляет собой цельнометаллическую конструкцию, образованную рамой с настилом пола, боковыми и торцевыми стенами, с открытым верхом и разгрузочными люками в полу кузова.
Конструкция полувагона обеспечивает возможность разгрузки через люки в полу или на вагоно- опрокидывателях. Кузов обладает повышенной жесткостью и прочностью благодаря применению специальных замкнутых профилей для верхней обвязки, усилению торцевых стен третьим горизонтальным поясом и увеличенной толщине обшивы.
Полувагон модели 12-4106
Рис. 3. Полувагон модели 12-4106, производства АО «Днепровагонмаш»
Технические характеристики:
Грузоподъемность, т 70
Масса тары, т . 23
Объем кузова, м3 78
Длина по осям автосцепок, мм ... 13.. 920
Количество разгрузочных люков, шт ... 14
Конструкционная скорость, км/ч ... 120
Нагрузка от колесной пары на рельсы, т .. 23,5
Габарит . 1-ВМ

Вагон-самосвал (думпкар) модели 32-4079, про изводства «Днепровагонмаш», предназначен для транспортировки отходов металлургического производства, руды, вскрышных пород, строительных и других сыпучих грузов на путях промышленных предприятий (рис. 4).
Отличается повышенной прочностью продольных бортов и торцевых стенок, оригинальной конструкцией верхней рамы с усиленным каркасом.
Вагон создан специально для металлургических предприятий, с учетом специфики условий эксплуатации.
Технические характеристики:
Грузоподъемность, т 90
Масса тары, т . 35
Объем кузова, м3 21
Длина по осям автосцепок, мм 12.. 170
Нагрузка от колесной пары на рельсы, т 31,25
Габарит   Т

 

Рис. 4. Вагон-самосвал модели 32-4079, производства АО «Днепровагонмаш»

Вагон с поднимающимся кузовом для перевозки апатита модели 10-4022, производства «Днепровагонмаш», предназначен для разгрузки на специальных разгрузочных эстакадах с бункерами большой емкости (рис. 6).
Вагон может быть использован для массовой транспортировки порошкообразных или гранулированных сыпучих грузов. Загрузка вагона производится через четыре овальных загрузочных люка, расположенных вдоль продольной оси крыши вагона. Крышки загрузочных люков в закрытом положении автоматически фиксируются специальными устройствами. Разгрузка осуществляется автоматически силой тяги локомотива при прохождении состава из 8-10 вагонов, без расцепления автосцепок, через разгрузочную эстакаду, установленную над приемным бункером. Полная выгрузка вагона осуществляется в течение не более 3 мин. Кузов вагона смонтирован на нижней раме с возможностью вертикального перемещения снабжен специальными бегунками. При перемещении вагона через разгрузочную эстакаду бегунки взаимодействуют с наклонными участками направляющих эстакады, в результате чего кузов поднимается над нижней рамой на высоту 650 мм. При этом разгрузочные крышки наклоняются и образуют двухскатное днище кузова, а через образовавшийся проем груз ссыпается в бункера по обе стороны железнодорожного пути.

Рис. 6. Вагон с поднимающимся кузовом для перевозки апатита модели 10-4022, производства АО «Днепровагонмаш»
Технические характеристики:
Грузоподъемность, т ... 66,5
Масса тары, т 26,5
Объем кузова, м3 . 55
Длина по осям автосцепок, мм 11... 720
Нагрузка от колесной пары на рельсы, т ... 23,5
Конструкционная скорость, км/ч . 120
Габарит . Т