Компрессоры предназначены для снабжения сжатым воздухом пневматических тормозных систем для приведения в действие песочниц, электропневматических контакторов, сигнальных устройств и других аппаратов
На подвижном составе железных дорог применяются поршневые компрессоры, различающиеся по числу ступеней сжатия, расположению и количеству цилиндров и конструкции привода (от электродвигателя или коленчатого вала дизеля).
Принципиальные схемы основных типов компрессоров приведены на рис. 49. Технические характеристики, основные параметры и размеры компрессоров локомотивов и моторвагонного подвижного состава приведены в табл 1 и 2.  Во избежание перегрева и горения смазки режим работы компрессоров рассчитан на периодические остановки для охлаждения Для этого применяются регуляторы давления Средняя продолжительность включенного (ПВ) состояния компрессора 25-35 с (по ГОСТ 10393 — 74 ПВ до 50%)
В табл 3 — 13 приведены альбомные и браковочные размеры деталей компрессоров.
Градационные размеры расточки цилиндров и обточки шеек коленчатых валов установлены через каждые 0,5 мм от альбомного.
Во избежание перегрева компрессора режим его работы устанавливают повторно кратковременным продолжительность включения (ПВ) под нагрузкой не более 50% и продолжительностью до 10 мин Непрерывная работа двухступенчатого компрессора допускается до 45 мин и одноступенчатого до 15 мин, но не чаще одного раза в течение 2 ч. Температура воздуха в нагнетательной трубе на расстоянии от 0,8 до 1 м от патрубка цилиндра компрессора не должна превышать 200°С, а температура масла в картере — 85 °С.

схемы основных типов компрессоров
Рис 1 Принципиальные схемы основных типов компрессоров
а — двухцилиндровый горизонтальный с прямоточным охлаждением (Э 500), б — трехцилиндровый вертикальный двухступенчатый с промежуточным охлаждением (КТ6), в — вертикальный трехцилиндровый с промежуточным охлаждением (МК 135), г — двухцилиндровый вертикальный двухступенчатый с промежуточным охлаждением ( К 1), д — трехцилиндровый двухступенчатый с промежуточным охлаждением (К 2)
Таблица 4. Основные параметры компрессоров локомотивов и моторвагонного подвижного состава


Примечания 1. Э — электровоз, ЭС — электросекция, ЭП — электропоезд, Т — тепловоз, ДП — дизель-поезд

  1. .                 В скобках указаны размеры и параметры для компрессора с электродвигателем.
  2. .                 На последних сериях электровозов типа ЧС установлены компрессоры К 3, являющиеся модификацией компрессоров К 2 и имеющие подачу 2,9 м’/мин

Компрессор Э-500
Рис. 50. Компрессор Э-500:

а — вид сбоку в разрезе по цилиндру низкого давления; б — вид сверху в разрезе по цилиндрам: 1 — отвод для всасывающей трубы; 2 клапанная коробка (крышка); 3 —
ЦИД, 4 — малая шестерня на валу якоря двигателя, 5 — большая шестерня, 6 — корпус с цилиндрами; 7 — коленчатый вал; 8 — ЦВД; 9 — отвод к нагнетательной трубе

Компрессоры КТ6, КТ7, КТ6Эл
Рис. 51. Компрессоры КТ6, КТ7, КТ6Эл:
1 — всасывающий фильтр; 2 — предохранительный клапан № 216; 3 — холодильник; 4 — вентилятор; 5 — ЦНД; 6 — клапанная коробка ЦНД; 7 — клапанная коробка ЦВД с фланцем нагнетательной трубы; 8 — картер; 9 — масляный насос


Рис. 52. Схема работы компрессоров КТ6, КТ7, КТ6Эл:
1 — всасывающий клапан ЦНД; 2 — нагнетательный клапан ЦНД (разгрузочный); 3 — нижний коллектор холодильника; 4 — левая радиаторная секция; 5 — отвод от левого ЦНД в камеру 6 коллектора холодильника; 7 — средняя камера холодильника от ЦВД, 8 — отвод из нижнего коллектора холодильника в среднюю камеру верхнего коллектора 9; 10 — всасывающий клапан ЦВД; 11 — разгрузочное устройство; 12 — нагнетательный клапан ЦВД; 13 — нагнетательная труба в главный резервуар; 14 — подвод воздуха от регулятора давления к разгрузочным клапанам ЦВД и к клапанам всасывающего правого и левого ЦНД; 15 — клапанная полость; 16 — всасывающий клапан (разгрузочный) правого ЦНД; 17 — фильтр всасывающий

Компрессор ВВ-1,5/9-1100
Рис. 53. Компрессор ВВ-1,5/9-1100:

1 — картер; 2 — сапун; 3 — нагнетательная труба; 4 — труба к холодильнику; 5 — всасывающий фильтр
Примечание. Компоновка — вертикальная, с дифференциальным цилиндром. Межступенчатый холодильник — трубчатый, оребренный, выносной; клапаны — самодействующие полосовые. Охлаждение — воздушное, естественное. Привод — клиноременная передача от вала двигателя через шкив на валу компрессора.

Регулирование подачи — переводом на холостой ход с помощью клапана холостого хода.

Компрессор ВП-3-4/9-1100
Рис. 54. Компрессор ВП-3-4/9-1100:
1 — нагнетательная труба; 2 — предохранительный клапан № 216; 3 — труба к холодильнику; 4 — фильтр; 5 — клапан холостого хода; 6 — отвод к главному резервуару; 7 — к регулятору холостого хода от главного резервуара; 8 — вертикальный цилиндр диаметром 185 и 152 мм; 9 — из холодильника; 10 — в холодильник; 11 — горизонтальный цилиндр; 12 — к главному резервуару
Примечание. Компоновка угловая. Межступенчатый холодильник — трубчатый, оребренный. выносной; клапаны самодействущие полосовые. Охлаждение — воздушное, естественное. Привод — клиноременная передача от вала двигателя через шкив на валу компрессора.
Регулировка подачи — переводом на холостой ход с помощью клапана 5 холостого хода.

Компрессор ПК-5,25
Рис. 55. Компрессор ПК-5,25:

1 — картер; 2 — коленчатый вал; 3 — маслоуказатель; 4 — — фланец нагнетательный трубы; 5 — цилиндр высокого давления; 6 — холодильник; 7 — предохранительный клапан; 8 — сапун, 9 — цилиндр низкого давления; 10 — фильтр; 11 — масляный насос

Компрессор ВШ10-1000
Рис. 56. Компрессор ВШ10-1000:
1 — картер; 2 — цилиндр низкого давления; 3 — предохранительный клапан; 4 — холодильник; 5 — вентилятор; 6 — цилиндр; 7 — клапанная коробка; 8 — фильтр

Компрессор 628
Рис. 57. Компрессор 628:
1 — масляный насос с фильтром; 2 — клапанная коробка; 3 — воздухоочиститель; 4 — холодильник; 5 — картер; 6 — блок цилиндров

Компрессор ЭК7Б, ЭК7В
Рис. 58. Компрессор ЭК7Б, ЭК7В:
1 — сапун, 2-крышка; 3 — отвод для всасывающей трубы; 4 — промежуточная часть с клапанами; 5 — блок цилиндров; 6 — поршень; 7 — коленчатый вал; 8 — картер; 9 — шатуны; 10 — ось двухступенчатого шестеренного редуктора

Компрессор K-1
Рис. 59. Компрессор K-1 («Ковопол») (разрез по цилиндру и вдоль коленчатого вала):
1 — клапанная коробка; 2 — фланец, для трубы к холодильнику; 3 — клапан перепускной; 4 — дифференциальный поршень диаметром 155 и 125 мм, 5 — клапан от холодильника; 6 — труба от холодильника; 7 — коленчатый вал; 5 — картер; 9 — цилиндр; 10 — нагнета тельный клапан высокого давления; 11 — полость ЦНД; 12 нагнетательная труба; 13 — всасывающий клапан; 14 — фильтр

Компрессор К-2
Рис. 60. Компрессор К-2:
1 — клапанная коробка; 2 — цилиндр высокого давления; 3 — регулятор давления масла; 4 — коленчатый вал; 5 — масляный шестеренный насос; 6 — пробка для слива масла; 7 — масляная ванна; 8 — шатуны; 9 — картер; 10 — сапун
Примечание. Корпус сверху имеет три фланца для крепления цилиндров и один для сапуна 10. Боковые фланцы предназначены для крепления крышки со стороны электродвигателя и со стороны масляного насоса, а нижний — для масляной ванны.
Клапаны компрессора по конструкции аналогичны клапанам компрессора КТ6.
Работа компрессора аналогична работе компрессора КТ6 (см. рис. 52).


Рис. 61 Компрессор ΜΚ-Ι35:
1 — крышка; 2 — коллектор; 3 — поршень; 4 — шатун; 5 — блок трех цилиндров; 6 — картер; 7 — сапун; 8 коленчатый вал

Таблица 2. Основные номинальные параметры компрессоров для железнодорожного подвижного состава (ГОСТ 10393 — 74)


Подача, м3/мин, не менее

Давление нагнетания (избыточное), кгс/см2

Удельная металлоемкость, кг/м3/мин, не более

Расход смазочного масла, г/ч, не более

0,8

8

130

12

1,0

8

130

12

1,75

9

155

24

3,5

9

110

60

3,5

9 — 10

95

42

4,0

10

100

45

5,3

9

125

66

6,0

10

110

77

7,0

10

95

84

10,5

10

95

126

Примечания. 1. Для компрессоров, производство которых освоено до утверждения ГОСТ 10393 — 74, допускается уменьшение номинальной подачи не более 5%.

  1. Допускается устанавливать на подвижном составе компрессоры с частотой вращения коленчатого вала в пределах от 270 об/мин до номинальной.
  2. Компрессоры должны обеспечивать повторно-кратковременный режим работы с продолжительностью включения (ПВ) до 50% при продолжительности цикла до 10 мин включительно и номинальной частоте вращения коленчатого вала.

Таблица 3. Альбомные и браковочные размеры деталей компрессора Э-500, мм

Таблица 4. Альбомные и браковочные размеры деталей компрессоров ЭК7В и ЭК7Б, мм

Примечания. 1. Суммарная толщина прокладок между головкой и крышкой шатуна 2.0 — 3,0 мм.
2 Ширина и глубина паза под шпонку Ι4+0,85 · 4,1+0,2 мм.

  1. Градационные размеры расточки цилиндров компрессоров ЗК7В и ЭК.7Б ог альбомного 112+0,54 через каждые 0,5 мм до браковочного 0,П5 мм, т. е. 5 градацией.
  2. Градационные размеры обточки шеек коленчатого вала компрессоров ЗК7В и 3K71S от альбомного размера 50 + о,ог1тмм чеРез каждые 0,5 мм добраковочиого 47.0 мм

Таблица 5. Альбомные и браковочные размеры деталей компрессоров КТ6, КТбЭл и КТ7, мм


Примечание. Градационные размеры дли обточки шатунной шейки коленчатого вала установлены через каждые 0.5 мм от альбомного размера   браковочного менее 82 мм.
Таблица 7 Альбомные и браковочные размеры деталей компрессоров В В-1,5/9 и ВП-3,5/9. мм

Таблица 8. Альбомные и браковочные размеры деталей компрессора К-2, мм


Наименование параметра

Альбомный размер

Браковочный
размер

Диаметр шатунной шейки

Менее 65

Овальность и конусность шатунной шейки

0.00-0,02

Более 0.06

Зазор для масла в шатунном подшипнике

0,03 — 0,05

»  0,18

Овальность:

 

 

направляющей части поршня

Не более 0,02

»  0,1

цилиндров низкого и высокого давления

0,00 — 0,02

» 0,2

Зазор между поршнем и цилиндром:

 

 

низкого давления

0,5 — 0,575

» 1,0

высокого давления

0,5 — 0,575

> 1,0

Подъем пластин клапана

1.5 — 2.0

»  3,0

Овальность и конусность отверстий бобышек поршня под палец

0,0 — 0,02

»  0,15

Зазор в замке колец:

 

 

в средней части цилиндра в свободном состоянии:

0,1 -0,3

»  0,7

цилиндра низкого давления

12 — 14

Менее 11

цилиндра высокого давления

9 — 11

» 8

Зазор между втулкой головки шатуна

0.035 — 0,069

Более 0,15

и поршневым пальцем

 

 

Овальность и конусность поршневого пальца

0,0-0.01

» 0.10

Зазор между:

 

 

бронзовой втулкой масляного насоса и шейкой коленчатого вала

0,018 — 0,084

* 0,12

цапфами ведущей и ведомой шестерен масляного насоса и корпусом

0.02-0,066

» 0,10

Торцовый зазор между корпусом и зубьями масляного насоса

0,012 — 0,058

» 0,25

Диаметр цилиндров:

 

 

низкого давления

» 159,5

высокого давления

» 128,5

Общий осевой зазор шатунов на шейке коленчатого вала

0,17

» 0,2

Таблица 9. Градации ремонтных размеров цилиндров и поршней компрессора К-2, мм

Примечание Градационные размеры обточки шатунной шейки коленчатого вала компрессора К-2 установлены через каждые 0,5 мм, начиная с альбомного размера   и кончая браковочным размером 64 мм.
Таблица 10. Альбомные и браковочные размеры компрессора ПК-5,25, мм

Таблица 11. Альбомные и браковочные размеры компрессора МК-135, мм

Т а б л и ц а 14 Способы испытания компрессоров на подачу

Примечание Способом двух резервуаров рекомендуется проверять компрессоры на стенде, а способом одного резервуара — на подвижном составе. Схема стенда для испытания компрессоров изображена на рис. 62
Схема стенда для испытания компрессоров
Рис. 62. Схема стенда для испытания компрессоров:
1 — плита для компрессора Э-500; 2 — плита для компрессоров КТ6 и КТ7; 3 — регулятор давления; 4 — резервуар (59 л); 5 — кран для выпуска воздуха в атмосферу; 6 — резервуар (200 л), 7 — термометр; 8 — разобщительный кран