Дефектоскопная тележка — предназначена для выявления наружных и внутренних дефектов в основном металле уложенных в путь рельсов, а также в болтовых и сварных рельсовых соединениях. Дефектоскопные тележка оборудованы ультразвуковым и магнитными искателями. На отечественных ж.д. наибольшее распространение получили перемещаемые по рельсам вручную Д. т. с ультразвуковым дефектоскопом УЗД-НИИМ-6М (см. рис.). При работе используют следующие методы: зеркально-теневой (для проверки шейки и подошвы рельса) и эхо-импульсный (для контроля головки). Дефект выявляется по ослаблению отражённого донного сигнала
Дефектоскопная тележка
Дефектоскопная тележка с ультразвуковым дефектоскопом УЗД-НИИМ-6М.
и появлению звукового сигнала в телефонной трубке, которой оснащена дефектоскопная тележка. Для контроля рельсовых соединений и сварных стыков подключается ручной искатель, показания которого регистрируются стрелочным индикатором. На наиболее совершенных Д. т. установлен дефектоскоп «Рельс-5». Скорость контроля 3—4 км/ч, масса — до 80 кг, интервал рабочих температур от —30 до 50 °С.
Для выявления дефектов в труднодоступных местах (в тоннелях, на мостах) и на участках пути с интенсивным движением используют однониточные переносные дефектоскопы (УРД-63 и др.), работающие по эхо-импульсному методу.