График движения поездов — графическое изображение следования поездов на масштабной сетке, на которой движение поездов изображается прямыми наклонными линиями (линиями хода). По горизонтали сетки отложено время в мин, а по вертикали — расстояние в км (см. рис.). Большей скорости движения поездов соответствует меньшее отклонение линий от вертикали, и наоборот. Горизонтальные линии сетки соответствуют осям раздельных пунктов, расположенных на данном участке; вертик. толстые, штриховые и тонкие линии на сетке соответствуют часовым, получасовым и 10-минутным делениям. В верх, части графика движения поездов расположены таблицы с указанием серий локомотивов и установленных по направлениям движения норм массы и длины составов пасс, и грузовых поездов. Над линией хода поезда проставляют его номер. Например, на отечественной ж. д. в 1990 поезда имели следующие номера: пасс. 1 — 898; пригородные 6001—6998; почтово-багажные, грузо-пасс. и др. людские 901—998; ускор. грузовые 1001— 1598; грузовые 2001—3998; хозяйственные 5001—5698 и 7001—9098; локомотивы-толкачи 4001—4098; локомотивы в резерве 4301—4398.
В зависимости от соотношения скоростей движения поездов графики движения поездов делятся на параллельные, имеющие в пределах каждого перегона поезда одинаковые скорости, и непараллельные — с разными скоростями. По числу главных путей на перегонах участка графики движения поездов подразделяются на одно-, двух- и многопутные. При однопутных графиках скрещения поездов между собой и обгоны одних поездов другими производятся на раздельных пунктах с путевым развитием. Характерной особенностью двухпутных графиков является специализация каждого главного пути на движении только в одном направлении, в связи с чем скрещения поездов могут производиться не только на раздельных пунктах, но и на перегонах; обгоны производятся на раздельных пунктах, имеющих обгонные пути. На многопутных участках, как правило, сочетаются двухпутный и однопутный графики при трёх главных путях или двухпутные графики при четырёх главных путях. По соотношению размеров движения в чётном и нечётном направлениях графики могут быть парные — одинаковое число поездов в обоих направлениях и непарные — число поездов по направлениям различно. По времени занятия перегонов участка парой поездов противоположного направления «а однопутных и поездом данного направления на двухпутных линиях графики разделяются на идентичные и неидентичные. При одинаковом на всех перегонах времени график наз. идентичным, при разном — неидентичным. Отношение ср. времени занятия перегона парой поездов (на однопутной линии) или поездом данного направления (на двухпутной линии) ко времени занятия ограничивающего перегона (наибольшему времени занятия перегона) наз. коэф. неидентичности графика. По расположению поездов попутного следования графики делятся на пачечные и пакетные (или частичнонакетные). Пачечным наз. график, на котором попутные поезда отправляются с разграничением их межстанционными перегонами. Пакетным наз. график, на котором попутные поезда разграничены сигналами автоблокировки или блок-постами (на межстанционном перегоне одновременно может находиться несколько поездов). Отношение числа поездов, прокладываемых на графике пакетами, к общему числу поездов наз. коэф. пакетности. По заполнению пропускной способности участка графики могут быть максимальными, на которых число поездов соответствует пропускной способности участка, и немаксимальными — при невыполнении этого условия.
Обеспечение безопасности движения поездов, безопасности пассажиров и обслуживающих работников достигается соблюдением нормативов (элементов графика), регламентирующих скорости движения поездов по перегонам и станциям, порядок и продолжительность выполнения операций по приёму, отправлению и проследованию поездов по станциям. К элементам графика относятся: перегонные времена хода поездов, станц. интервалы, интервалы между поездами в пакете, нормы стоянок поездов на станциях, нормы нахождения локомотивов на станциях основные и оборотного депо.
графики движения поездов строится на основе прогрессивных норм эксплуатационных работы ж. д., наиболее производит, использования новых технических средств, обобщения опыта работы. графики движения поездов составляют ежегодно с зимним и летним вариантами одновременно для , всей сети железных дорог Исходными данными для составления графика служат размеры движения, нормы массы и длины составов по каждому участку и категориям поездов, элементы графика, принятая система организации развоза местного груза, «окна» в движении для выполнения ремонтно-строительных работ. Каждой дороге задаются основные качеств, нормативы графика: технического, участковая и маршрутная скорости и среднесуточный пробег локомотивов, которые должны быть обеспечены при составлении графика. Линии хода поездов на графике прокладывают ао категориям в рпредел. последовательности.
Фрагмент графика движения поездов на однопутном участке железной дороги.
Согласно предварительно разработанной схеме, вначале прокладывают линии хода пасс, поездов, затем ускоренных и остальных грузовых поездов. Для местных поездов (сборных и вывозных) линии хода прокладывают на основе предварительно составл. схемы их обращения. Размеры грузового движения в графики движения поездов предусматривают на уровне 1,25 — 1,3 среднесуточных за год. На однопутных линиях при высоком заполнении пропускной способности прокладку линий хода грузовых поездов начинают с участка, имеющего наименьшую пропускную способность, а на нём — с ограничивающего перегона. На двухпутных линиях и участках с частичным заполнением пропускной способности построение графиков движения поездов начинают с перегона, примыкающего к узловой или сортировочной станции. Особенность составления графиков движения поездов на электрифицир. линиях связана с зависимостью реализуемой мощности локомотива от числа и взаимного расположения поездов, степени равномерности их прокладки и чередования по массе и скорости движения.
После составления графиков движения поездов определяют его показатели, относящиеся непосредственно к участку, для которого велась разработка, затем рассчитывают количеств, и качеств, показатели графика по направлениям, для отделений ж. д. и дороги в целом. Основным показатели графика движения поездов: участковая и технического скорости, число грузовых поездов, продолжительность стоянок на станциях, среднесуточный пробег локомотивов. графики движения поездов тесно связан с расписанием поездов и вместе с ним составляет точный план движения поездов по железным дорогам На основе графика движения поездов организуется поездная работа, которая включает оперативное планирование и диспетчерское руководство. По диспетчерским графикам исполненного движения в отделениях дорог ведётся учёт и анализ выполнения графика движения поездов Устанавливается уровень выполнения графика движения поездов (процент отправления и проследования поездов по расписанию), выявляются причины нарушений графика, определяется качество работы поездных диспетчеров, локомотивных бригад, работников станций, депо и др. подразделений.
график движения поездов был предложен в сер. 19 в. рус. учёными и инженерами и введён в 1854 на Петербург-Московской железной дороги В современные условиях график движения поездов служит основой эксплуатационных работы ж. д., технол. организации движения поездов, предоставляет возможность увязать между собой технологические процессы всех подразделений ж. д., добиться взаимодействия в работе отд. участков и направлений, улучшить координацию их деятельности с др. видами транспорта и пром. предприятиями. Реализация графиков движения поездов позволяет полностью освоить грузовые и пасс, перевозки и наиболее эффективно использовать пропускную и провозную способности участков.
Движение поездов строго по графику обеспечивается правильной организацией эксплуатационных деятельности и точным выполнением технол. процесса работы станций, депо, тяговых подстанций, пунктов технического обслуживания вагонов и локомотивов и др. подразделений ж. д. Наивыгоднейшее использование подвижного состава обеспечивается в графике движения поездов высокими скоростями движения поездов и минимум стоянками их для технических и коммерческих надобностей, а также реализацией повыш. норм массы и длины составов при наилучшем использовании локомотивов.
Совершенствование графиков движения поездов заключается в улучшении его схемы, изыскании наиболее рациональных вариантов расположения поездов, сокращении станц. и межпоездных интервалов, улучшении согласования движения поездов по стыковым пунктам между дорогами и отделениями. Важным направлением дальнейшего развития графиков движения поездов является автоматизация его разработки, включающая решение комплекса задач тяговых расчётов, определения размеров движения, выбора схемы обращения пасс, поездов, расчёт оптимальных расписаний пассажирских и грузовых поездов, оптимизация режимов работы и отдыха локомотивных бригад.
График движения поездов
- Подробности
- Категория: Инфо