В передней кабине машиниста электровоза или электропоезда ведут объезд с осмотром устройств контактной сети и ВЛ. Проверяют состояние компенсаторов, положение фиксаторов, заземление опор и т. п. При возникновении в процессе объезда сомнений необходим вторичный объезд или обход с осмотром. При объезде обращают внимание на положение опор, наклоны струн, фиксаторов и кронштейнов, состояние изоляторов, разрядников, защитных устройств на воздушных промежутках и т. п. Проверяют взаимодействие токоприемника и контактного провода встречных поездов. По приборам на электроподвижном составе следят за уровнем напряжения в контактной сети. Резкое колебание стрелки киловольтметра при движении поезда сигнализирует о нарушении токосъема.
Токосъем проверяют из специальной смотровой вышки на электросекции или вагона для испытания контактной сети. Во время объезда выявляют взаимодействие контактной подвески с токоприемником, уклоны, зигзаги и выносы контактного провода, подхваты, удары и отрывы токоприемника от контактного провода. При неблагоприятных атмосферных условиях в случае необходимости проводят внеочередной объезд.
При объездах устройств обращают повышенное внимание на узлы фиксации контактного провода. По наклону дополнительного стержня фиксатора на глаз определяют расстояние между контактным проводом и основным стержнем фиксатора, нижним фиксирующим тросом или фиксирующей оттяжкой. При указанных на рисунке размерах участок АБ дополнительного стержня фиксатора должен быть почти параллелен основному стержню. Внешним осмотром проверяют состояние фиксаторного изолятора и узла крепления изолятора к фиксаторному кронштейну, наклонных струн сочлененного фиксатора, а на
ветровых участках пути — жестких распорок между основным стержнем фиксатора и несущим тросом, ограничителей подъема и других устройств. Автоколебания («пляска») проводов контактной сети в большинстве случаев наблюдаются на открытой местности при порывистом ветре, а также при отложении гололеда. Их размах в горизонтальной или вертикальной плоскости достигает 1 м и более, а частота — 0,66—1 Гц. Объездом в передней кабине машиниста выявляют такие участки. В случае необходимости выдаются письменные предупреждения о снижении скорости движения поездов.
Из смотровой вышки по траектории токоприемника проверяют равномерность эластичности контактной подвески в пролете. Особое внимание обращают на проход токоприемника под жесткими точками (фиксаторами) и сосредоточенными массами (зажимами на контактном проводе).
Жесткие точки вызывают отрыв токоприемника от контактного провода, а сосредоточенные массы приводят к повышенному нажатию токоприемника на провод, что также вызывает отрыв токоприемника от контактного провода.
На воздушной стрелке проверяют положение контактных проводов. При движении поезда по стрелочному переводу от остряка стрелки в сторону крестовины проверяют плавность схода контактного провода с полоза токоприемника. При движении поезда в противоположном направлении проверяют плавность подхвата контактного провода полозом токоприемника.
Обращают внимание на расстояние по вертикали от токоприемника до отходящей ветви контактного провода и состояние ограничительной трубки. Проход токоприемника без искрений, ударов и отрывов от провода является одним из признаков правильной регулировки воздушной стрелки.
При осмотре сопряжения анкерных участков обращают внимание на расстояние между полозом токоприемника и анкерной ветвью нерабочего контактного провода, на наличие в этом месте двух звеньевых струн и их натяжение.
На переходной опоре проверяют узлы фиксации контактных проводов, отсутствие трения между звеньевыми струнами или звеньевой струной и контактным проводом анкеруемой ветви. В переходном пролете по вертикальным перемещениям токоприемника проверяют уклоны сходящих ветвей контактных проводов. Резкое снижение (подъем) сходящей ветви приводит к отрыву и удару токоприемника о другую ветвь. (В увеличенном виде траектория токоприемника показана штриховой линией.)
На изолирующем сопряжении проверяют расстояние между полозом токоприемника и врезными изоляторами в контактном проводе, между проводами анкерных участков. Электрические соединители не должны сокращать это расстояние. При наличии защитного устройства от пережогов определяют расположение места отрыва токоприемника от сходящей ветви. Проход токоприемника по защитному устройству должен быть плавным, без перерыва токосъема.