Кабель — электротехнического изделие, представляющее собой один или несколько изолированных проводников (жил), покрытых общей изоляцией и герметичной оболочкой, поверх которой обычно наложен защитный покров. В зависимости от назначения различают кабели силовые, сигнально-блокировочные и контрольные, а также кабели ж.-д. связи (магистральные и станционные). Прокладывают кабели, как правило, непосредственно в земле, в траншеях: на перегонах — по обочинам в пределах полосы отвода, на станциях — в междупутьях или по обочинам вдоль железнодорожных путей и под ними (в трубах), а также по несущим конструкциям вне помещений или внутри них. Для прокладки станционной кабельной связи обычно применяют асбестоцементные трубы с железобетонными колодцами. От электрокоррозии, вызываемой блуждающими токами, кабели защищают усиленными защитными покровами, в состав которых часто входят пластмассовые покрытия (обычно в виде сплошных шлангов).
Силовые кабели (рис. 1) общепромышленной номенклатуры широко используют в линиях электропередачи на железнодорожных узлах, в необходимых случаях размещают броню на стальных лент, защищённую наружным покровом из кабельной пряжи. Применяют на станциях, разъездах, а также для питания различных потребителей на перегонах (освещение переездов, электроснабжение путевых устройств, будок для обогрева, переездной сигнализации, оборудования СЦБ и т. д.). Кроме того, силовыми кабелями выполняют вставки в воздушных сетях электроснабжения высокого (6—10 кВ) и низкого (до 1 кВ) напряжения, как правило, на пересечениях с инженерными сооружениями железнодорожными линиями и автомобильными дорогами, линиями связи и электроснабжения, путепроводами и т. п..
Контрольные кабели (рис. 2) промышленной номенклатуры используют при монтаже устройств СЦБ в постах электрическое и диспетчерской централизации, горочной автоматической централизации, цепей вторичной коммутации в распределит, устройствах трансформаторных подстанций, а также в сетях телеуправления, телесигнализации и дистанционного управления различных электроустановками (разъединителями контактной сети и высоковольтных линий автоблокировки, контакторов наружного освещения станций и т. п.).
Рис. 1. Силовой бронированный кабель: 1 — токопроводящая жила; 2 — фазная и поясная изоляции; 3— оболочка; 4 — броня; 5 — наружные защитные покровы.
Рис. 2, Контрольный кабель: 1 — токопроводящая жила; 2 — изоляция; 3 — оболочка зи алюминия или меди с площадью сечения 0,75—10 мм2; число жил в кабеле — от 4 до 61.
Рис. 3. Кабель железнодорожной связи: 1 — четвёрка; 2 — сигнальная жила; 3 — поясная изоляция; 4 — алюминиевая оболочка; 5 — поливинилхлоридная лента и подушка под бронёй; 6 - броня из стальных лент; 7 — наружный покров; 8 — поливинилхлоридная лента (или шланг).
Кабели железнодорожной связи используются в сетях магистральной связи между МПС и управлениями ж. д. и оперативно-технологической связи в пределах одной дороги. По конструкции такие кабели могут быть симметричными, состоящими из скрученных токопроводящих жил (рис. 3), и коаксиальными, в которых вокруг центрального (внутреннего) проводника коаксиально расположен внеш. проводник в виде полого цилиндра. Скручивание жил в симметричном К, необходимо для создания всем рабочим цепям (парам) одинаковых условий относительно взаимных и внеш. помех. Внеш. проводник коаксиального кабеля, служащий одновременно электромагнитным экраном, создаёт высокую помехозащищенность.
Сигнально-блокировочные кабели применяют практически только на железнодорожный транспорте, главным образом для соединения постовых устройств СЦБ с напольным оборудованием (светофорами, релейными шкафами, стрелочными приводами и др.), для соединения их между собой, а также при монтаже устройств пожарной сигнализации и автоматики. Их изготовляют на номинальное напряжение 380 В переменного или 700 В постоянного тока с медными токопроводящими жилами диаметром 1 мм. Жилы изолируются сплошным полиэтиленовым покрытием толщ. 0,45—0,9 мм и покрываются металлической (алюминиевой) или пластмассовой оболочкой; число жил в кабеле— от 3 до 61. На магистральных линиях связи используют обычно симметричные кабели специальных конструкций, а на линиях связи ограниченной длины (на обходных и рокадных дорогах) применяют кабели комбинированного типа, включающие как симметричные пары (или четвёрки), так и малогабаритные коаксиальные пары. Симметричные кабели прокладывают в двухкабельных магистральных линиях связи, а комбинированные — в однокабельных. Особенности конструкций кабелей связи определяются необходимостью их прокладки в полосе отвода ж. д., в макс, близости от контактной сети, оказывающей на кабели опасные и мешающие влияния. Для обеспечения их норм, работы цепи кабелей ж.-д. связи имеют специальные защиты от опасного влияния тяговых токов и токов КЗ в контактной сети переменного тока, а также от помех, вызываемых гармоническими составляющими токов и от электрохимической коррозии металлической оболочек (экранов).