Содержание материала

МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ СССР
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ ВОКЗАЛЫ ДЛЯ ПАССАЖИРОВ ПРЯМОГО СООБЩЕНИЯ
Нормы проектирования
Москва 1992

Временные ведомственные строительные нормы проектирования

Министерство путей сообщения СССР
Издание официальное
Министерство путей сообщения СССР
Москва 1992

Материалы сборника подготовлены ВТК при центральном правлении Всесоюзного научно-технического общества железнодорожников и транспортных строителей.
Ответственный за выпуск Прытков А.П.

Железнодорожный вокзал

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ ВОКЗАЛЫ ДЛЯ ПАССАЖИРОВ
ПРЯМОГО СООБЩЕНИЯ.
НОРМЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ:

МПС СССР-M.: Издательство "Транспорт", 1992 г.
Разработаны Временным творческим коллективом при Центральном правлении Всесоюзного научно-технического общества железнодорожников и транспортных строителей (канд. архит. В.Я. Евстигнеев, инженер А.П. Прытков - руководители темы, архит. Е.В. Васильев, инженеры К.Е. Глебин, И.И. Пилявская, В.Д. Разувайкин, А.С. Розанов, В.М. Романов, А.С. Финаков).
Внесены ЦП ВНТО железнодорожников и транспортных строителей.
Подготовлены к утверждению Главным пассажирским управлением (инж. Г.В. Фомин) и Управлением экспертизы ЦУКС (инж. С.В. Моргаев) Министерства путей сообщения СССР.

Настоящие нормы строительного и технологического проектирования относятся к ведомственным строительным нормам и обязательны для всех организаций, учреждений я предприятий, осуществляющих проектирование и строительство железнодорожных вокзалов для пассажиров прямого сообщения. Нормы распространяются на проектирование железнодорожных вокзалов для пассажиров прямого сообщения, сооружаемых как самостоятельно, так и в объединении с пригородными железнодорожными вокзалами, вокзалами других видов транспорта, постами электрической централизации (ЭЦ), домами связи, багажными отделениями, товарными конторами и др.
При проектировании железнодорожных вокзалов для пассажиров прямого сообщения должны соблюдаться требования, предусмотренные СНиП 2.08.02-89 "Общественные здания и сооружения", ВНиП 2.07.01 -89 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", СНиП 11-39-76 "Железные дороги колеи 1520 мм".
Отдельные отклонения от настоящих норм допускаются при соответствующем обосновании и обязательно отмечаются в задании на проектирование.

I. ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ

1.1. Железнодорожные вокзалы включают здания, пассажирские платформы, пешеходные переходы, другие сооружения и устройства, необходимые для организации пассажирских перевозок.
Комплексы железнодорожных вокзалов следует проектировать на основе технологической схемы распределения потоков пассажиров и транспорта.
Вместимость и структура комплекса железнодорожных вокзалов, определяемые на основании настоящих норм, должны устанавливаться заданием на проектирование.
1.2. В зависимости от взаиморасположения в плане пассажирского здания, платформ и путей железнодорожные вокзалы подразделяются на следующие типы (прил., рис.1), боковые (береговые), островные, тупиковые, русловые (надпутные или подпутные), комбинированные.
В зависимости от размеров пассажиропотока железнодорожные вокзалы делят на малые, средние, большие и крупные.
Как правило, малые и средние вокзалы разрешается проектировать на железнодорожных станциях в городах и поселках с населением до 100-150 тыс. жителей, большие - в городах, где население не превышает I млн. чел., крупные - в городах с населением свыше I млн жителей.
1.3. Железнодорожные вокзалы для пассажиров прямого сообщения предназначены для обслуживания людей, совершающих поездки на расстояние свыше 150 км, и требуют обязательной организация хранения и обработки багажа, предприятий общественного питания и в необходимых случаях помещений для отдыха пассажиров с местами для сидения или комнат длительного отдыха транзитных пассажиров.
1.4. Размер и планировка здания железнодорожного вокзала должны быть установлены в зависимости от расчетной вместимости, определяемой на основе среднесуточного потока с поправочными коэффициентами на месяцы с наиболее интенсивным движением пассажиров в соответствия с требованиями раздела 3. Для обеспечения высококачественного проектирования железнодорожного вокзала необходимы детальные предварительные проработки исходных данных, направлений и расстояний основных поездок пассажиров.
При проектировании железнодорожного вокзала необходимо предусматривать возможность его расширения в перспективе, так как объемы пассажирских перевозок с течением времени быстро возрастают. Такое расширение должно осуществляться с минимальными затратами и с наименьшими нарушениями движения поездов.
При определении основных параметров пассажирского здания и других зданий и сооружений следует руководствоваться техническими требованиями, предъявляемыми различными службами, для которых предназначаются эти здания я сооружения.
Технические требования должны содержать информацию о численности персонала и категории производства. Отдельно должны быть учтены требования штаба гражданской обороны.

ГЕНЕРАЛЬНЫЕ ПЛАНЫ

2.1. Размещение железнодорожного вокзала следует принимать в соответствии с генеральным планом населенного пункта и планом железнодорожной станции.
2.2. Основные факторы, учитываемые при выборе земельного участка под строительство железнодорожного вокзала - наличие необходимой земельной площади, удобного доступа к основному зданию с прилегающих городских или поселковых улиц и площадей, системы общественного транспорта и пешеходных мостов.
2.3. На земельных участках железнодорожных вокзалов следует размещать: пассажирское и другие здания, перрон, платформы, пешеходные пути пассажиров, проезды и стоянки автомобильного транспорта, хозяйственные площадки, озеленение.
2.4. Привокзальную площадь следует размещать, как правило, со стороны основной части селитебной территории. Как исключение в крупных населенных пунктах может быть допущено устройство второй площади для парковки машин, доставлявших пассажиров, и обеспечением в этом случае безопасного прохода пассажиров через железнодорожные пути к зданию вокзала (пешеходный мост, тоннель, конкорс) без дублирования помещений для обслуживания пассажиров.
В зависимости от местных условий (рельеф местности, размеры, характер застройки, интенсивность потоков транспорта и пас-сажиров и др.) привокзальную площадь, движение на ней транспорта и пешеходов допускается проектировать в одном или нескольких уровнях.
2.5. Привокзальные площади следует проектировать тупиковыми или транзитными.
Тупиковая площадь замыкают одну или несколько улиц и является конечным пунктом движения транспорта.
Транзитная площадь располагается в узле нескольких улиц или в уширении одной из магистралей населенного пункта (прил., рис .2).
2.6. Размеры и конфигурацию привокзальной площади надлежит проектировать в зависимости от типа, расчетной вместимости вокзала, числа и ширины прилегающих улиц, видов внутригородского транспорта, характера застройки и озеленения. Продольные и поперечные уклоны площадей и отдельных ее зон надлежит принимать не более 3%. Минимальная ширина проезжей части улиц должна составлять: на подходах к пассажирскому зданию по привокзальной площади 6.0 м, вдоль фасада железнодорожного вокзала 9.0 м. Минимальная ширина тротуара должна быть - 1,5 м. Вдоль фасада пассажирс-кого здания со стороны площади тротуары должны быть шириной: не менее 3.0 м - для малых вокзалов; 4.5 м - для средних; 6.0 м - для больших и крупных. При размещении в пределах тротуаров опор освещения ширина тротуаров должна быть увеличена на 0.5-1.2 м.
2.7. Организацию движения пешеходов и транспорта на привокзальных площадях следует проектировать в зависимости от типа вокзала с использованием следующих приемов:
с устройством пешеходной зоны и остановок транспорта по периметру площади (как правило, для малые и средних железнодорожных вокзалов);
с устройством в средней части площади пешеходной зоны полуостровного типа при размещении по ее периметру остановок транспорта (как правило, для больших железнодорожных вокзалов);
с организацией движения пешеходов и транспорта в нескольких уровнях (как правило, для крупных железнодорожных вокзалов).
2.8. На привокзальной площади должны проектироваться автостоянки, располагаемые с таким расчетом, чтобы имелась возможность взимания платы за парковку, идущей на частичное покрытие эксплуатационных расходов железнодорожного вокзала.
2.9. Допускается предусматривать сезонное увеличение площадей для пассажиров, имея в виду располагаемые на прилегающих территориях и на привокзальной площади ветрозащитные стенки, визуальную информацию и другие устройства, из расчета обслуживания примерно 20% пассажиров от вместимости железнодорожного вокзала. Устройства следует располагать на расстоянии, как правило, не далее 150 м от пассажирского здания, обеспечивая безопасные перехода для пассажиров.
2.10. Пассажирские здания следует располагать на участке застройки таким образом, чтобы был обеспечен четкий обзор для пешеходов или водителей автотранспорта, приближающихся к ним, с расстояния не менее 150 м.