Портал тоннеля — конструкция, ограждающая входное и выходное отверстия тоннеля и предупреждающая возможные обрушения горных пород со стороны лобового и боковых откосов выемки железнодорожного полотна. Портал тоннелей на железнодорожная линиях обычно представляют собой конструктивно и архитектурно оформленные торцевые стены с входным (выходным) отверстием, расположенные перпендикулярно оси тоннеля (прямой портал) или под углом к ней (косой портал). При неустойчивости боковых откосов пршюртальной выемки устраиваются примыкающие к ней боковые подпорные стены (см. рис.).
Портал тоннеля
Порталы выполняются из камня, бетона или железобетона с обкладкой лицевых граней естеств. камнем твёрдых, морозоустойчивых и не подвергающихся выветриванию пород.
Часть портальной конструкции магистральных железных дорог, возвышающаяся над тоннелем на 1—1,5 м, наз. парапетом, предотвращает скатывание камней с лобового откоса на железнодорожный путь, а также защищает вход и выход тоннеля от поверхностных вод. Стекающие с лобового откоса воды попадают в поперечную водоотводную канаву, расположенную за парапетом, и отводятся в продольные канавы, проложенные с уклоном 2%  по верху откосов припортальной выемки, или же (в условиях тёплого климата) через спец. трубы, залож. за торцевой стеной в кювете выемки.
Портал тоннеля метрополитена устраивается на границе подземного и наземного участков линии метрополитена, а также на границе подземного участка служебных соединит, веток с территорией электродепо. П., хорошо просматривающийся с городских магистралей, архитектурно оформляется. При проектировании П. особое внимание уделяется устройствам водоотвода и их утеплению на припортальном участке во избежание промерзания и образования наледей. На переходе с наземных участков линии на подземные у П. устанавливают специальное освещение с постепенно убывающей освещённостью для обеспечения благоприятной адаптации зрения машинистов.