Главная >> Подвижной состав >> Обслуживание вагонов

Обслуживание вагонов

Назначение, конструкция и постройка обслуживающих обустройств. Инструкция санитарной службы. Водоснабжение, отопление, вспомогательное электрическое оборудование, обслуживание на промежуточных станциях

Обслуживание современных пассажирских поездов для обеспечения эффективности перевозок требует значительно большего внимания, чем это было раньше, при прежнем подвижном составе.
В настоящее время поезда обычно формируются в постоянные составы, и нежелательно производить отцепку вагонов от таких поездов.
Уплотненные скоростные графики требуют сокращения времени простоя поездов на экипировочных пунктах. Этот факт вызывает необходимость произвести обслуживание поезда в наикратчайший срок. С точки зрения экономии, при обслуживании поезда должно быть занято минимальное число рабочих.
парк обслуживания вагонов
Рис. 1. Общий вид современного парка обслуживания вагонов. Парк оборудован железобетонными платформами и трубопроводами, уложенными на столбах
Обычные операции по обслуживанию поездов, состоящие из снабжения вагонов водой, топливом, льдом, продовольствием и т. д., дополнились в последние годы рядом других операций, таких, как обеспечение вагонов пропаном или какими-либо другими сухими газами, необходимыми для работы установок кондиционирования воздуха и отопления печей вагонов-ресторанов. Кроме того, поезда должны быть обеспечены и жидким топливом, которое необходимо во многих случаях для работы вспомогательного оборудования, освещения поезда и кондиционирования воздуха.
Важнейшей операцией при обслуживании поездов в вагонных парках является осмотр ходовых частей, колесных пар и тормозного оборудования. Замена или подзарядка аккумуляторных батарей должна производиться так же регулярно, как и проверка установок для кондиционирования воздуха, включая двигатели, компрессоры, конденсаторы и т. д.
Необходимо также производить очистку оборудования внутри и снаружи вагонов. Большинство работ по чистке внутри вагонов производится при помощи пылесосов, приводимых в движение от электрической или пневматической сети. Наружная мойка вагонов производится вручную, однако в последнее время значительно расширилось применение механизированной мойки как при помощи стационарных установок, так и переносных (см. статью «Установки для мойки вагонов и локомотивов»).

Пути.

Парки обслуживания вагонов, предназначенные для обеспечения эффективной работы, должны иметь длину, достаточную для того, чтобы на них можно было поместить самый длинный состав. Кроме того, пути должны иметь запас по длине для того, чтобы расцепить состав и создать в его середине или около нее проход на другие пути парка. В большинстве случаев это сокращает расстояние, проходимое рабочими с аппаратурой при обслуживании различных частей состава.
Число путей в каждом парке зависит от числа обслуживаемых поездов.
Расстояние между осями путей парка должно быть не менее 6,1 м. Такая ширина позволяет применять паро-, воздухо- и водопроводы, проложенные на столбах. Использование всякого рода трубопроводов на столбах (рис. 1) с точки зрения ухода за ними наиболее благоприятно.
Водоснабжение по трубам, проложенным на столбах, рекомендуется также и службой общественного здоровья.

Платформы.

Платформы шириной 2,74 м и более (рис. 2) обеспечивают возможность применения тракторов и автокар, перевозящих экипировочные материалы между различными складами, расположенными в парке. Отдается предпочтение бетонным платформам с плитами толщиной не менее 152 мм.
Во избежание вспучивания плит при сильном морозе и для большей прочности их краев платформы необходимо покрыть не менее чем тремя слоями батона. Можно применять также битумное покрытие, которое, однако, должно быть маслостойким. Большинство масел оказывает разрушающее действие на обычную асфальтовую смесь. Для обеспечения быстрого отвода воды покрытие платформ должно иметь поперечный уклон в обе стороны.

Дренаж.

Желательно обеспечить дренаж с обеих сторон платформы. Этого можно достичь укладкой сточных желобов из бетона или из какого-либо другого непроницаемого материала между концами шпал и боковыми стенками платформы. Через небольшие интервалы устанавливаются решетчатые люки, соединенные с основной дренажной системой.
В новых или реконструируемых парках обслуживания вагонов можно устроить дополнительный дренаж между рельсами, проложив перфорированную (с отверстиями) трубу из нержавеющего металла по оси пути. Такая труба должна быть проложена на глубине 1 220 мм от основания шпал и соединяться с основной дренажной системой, если она есть в парке. Для такого дренажного устройства желателен крупный балласт. Эти мероприятия довольно эффективны и обеспечивают хороший дренаж в парке обслуживания вагонов.

Смотровые канавы.

Хорошо оборудованный парк должен иметь смотровые канавы для осмотра ходовых частей поездов снизу. Смотровые канавы должны иметь достаточную глубину, чтобы позволить осмотрщику вагонов без лишних неудобств производить тщательный осмотр ходовых частей поезда снизу по всей его длине.
Канавы должны быть также оборудованы дренажем. Если условия не позволяют отвести осадки при помощи имеющихся сточных труб, то в таких случаях устанавливают один или два грязеотстойника с насосами для улучшения откачки осадков через сточные трубы. Смотровые канавы должны быть хорошо освещены электрическими лампами, которые устанавливаются в нишах вдоль стен канавы через небольшие интервалы. Смотровые канавы должны быть оборудованы одной или двумя скатоопускными канавами для замены колесных пар.
Пути парка и платформы для обслуживания вагонов
Рис. 2. Пути парка и платформы для обслуживания вагонов
Канавы должны иметь достаточную глубину для установки гидравлических или других домкратов, с помощью которых можно менять колесные пары. Устройство скатоопускных канав дает большую экономию времени при замене колесных пар и нередко устраняет необходимость в проведении маневров всего состава для постановки вагона с поврежденной колесной парой на пункт замены колесных пар. Кроме канав для осмотра и замены колесных пар, вдоль смотровой канавы устанавливаются в определенных местах вагонные толкатели, которые используются для передвижения поездов на небольшие расстояния, для постановки вагона с поврежденной колесной парой над скатоопускной канавой. Эти вагонные толкатели представляют собой вертикальный ворот и имеют мощность, достаточную для передвижения всего поезда, если это необходимо.

Устройство связи.

В крупных вагонных парках, в наиболее важных пунктах, устанавливают громкоговорители (рис. 3), которые обеспечивают непосредственную связь машинистов и рабочих с диспетчерским пунктом парка. Громкоговорители дают возможность отдавать экстренные распоряжения при неожиданных передвижениях поездов, изменениях в формировании составов и других случаях, когда необходимо принять срочные меры. Часто рядом с громкоговорителями устанавливают телефоны или портативные радиопередатчики.

Освещение.

Вагонные парки, как правило, работают круглосуточно. Это требует хорошего освещения, которое обеспечивается лучами групп «юпитеров», установленных на высоких мачтах. Установка источников света на высоких мачтах дает более широкий радиус освещения.
Установка громкоговорителей
Рис. 3. Установка громкоговорителей для обеспечения связи между работниками станции и диспетчерским пунктом

Вспомогательные здания.

Большое влияние на эффективность работы вагонного парка оказывают служебные здания. К служебным зданиям относятся контора, туалеты, инструментальные, а также складские помещения. Кроме того, необходимо иметь помещения для механических мастерских, пунктов для окраски, стекольных и мастерских по ремонту пневматического тормозного оборудования. Обычно для снабжения вагонов-ресторанов, буфетов и вагонов-клубов продуктами, напитками, бельем и т. п. в вагонном парке имеется специальное помещение.
Также имеется специальное помещение для очистки воздушных фильтров с оборудованием, необходимым для пропаривания фильтров в специальных чанах, содержащих кислоту и другие моющие вещества. Производить очистку фильтров удобнее в отдельном помещении. Необходимо также иметь небольшое помещение для хранения баллонов с газами, такими, как фреон, ацетилен, кислород, а также баллонов с жидкими газами. Такое помещение должно быть построено и расположено в соответствии с противопожарными правилами, установленными городскими властями, где находится парк обслуживания вагонов.
На некоторых железных дорогах потребление пропана увеличилось до таких размеров, что стало более целесообразным перевозить его в вагонах большими количествами. Для этого необходимы запасный резервуар, раздаточное оборудование, насос и помещение для хранения баллонов. Поскольку оборудование для перекачки газа должно иметь специальную конструкцию, считается более целесообразным приобретать это оборудование у соответствующих компаний и консультироваться с ними по его установке. Местоположение помещения для хранения и выгрузки пропана должно быть выбрано совместно с инспектором по пожарной охране и местными городскими властями.
Для хранения запасных колесных пар предусмотрено также специальное помещение. В таком помещении содержатся сформированные колесные пары для замены выбывших из строя, а также старые колесные пары, которые накапливают для последующей погрузки и отправки их на ремонтные заводы.
Так как все экипировочные средства перевозятся обычно тракторами в прицепах, а также поскольку обслуживающий персонал часто ходит в подсобные складские помещения, желательно, чтобы в интересах экономии времени все эти вспомогательные здания были расположены в середине вагонного парка.
Постановления Службы общественного здравоохранения. При проектировании новых или реконструкции старых вагонных парков, а также в случаях необходимости увеличения пропускной способности парков при существующем оборудовании необходимо руководствоваться Постановлениями федерального правительства. Эти постановления опубликованы в Бюллетене № 66, изданном Службой общественного здравоохранения при Федеральном агентстве безопасности. Постановления применимы к любому району расположения железных дорог, осуществляющих междуштатные грузовые перевозки и обслуживающих пассажирские поезда, которые получают в вагонном парке воду, молоко и другие продукты. Главной целью этих постановлений является предотвращение распространения эпидемий. Существует правило, согласно которому новое или значительно реконструированное оборудование санитарии в районе предприятий должно быть принято генеральным врачом через его представителей. Генеральный врач назначается обычно управлением здравоохранения штата. Кроме того, существуют местные муниципальные постановления, утвержденные советами здравоохранения, которыми необходимо также руководствоваться.
Представляемые планы строительства или реконструкции вагонных парков должны включать в себя указания о месте расположения санитарных объектов. Планы должны содержать общую схему парка с указанием на ней размещения всех санитарных узлов, в том числе сточных труб, водопровода и выгребных ям. Также должны быть утверждены типы шлангов, ведер, тележек для подвоза льда и т. п. Для хранения оборудования должно быть отведено специальное помещение. Для поездных бригад должны быть предусмотрены умывальники и уборные.

Водоснабжение и распределение воды.

Водоснабжение — это одно из важных звеньев в работе вагонного парка, обеспечивающее составы поездов водой, годной для питья и приготовления пищи. Поэтому вода должна быть проверена работниками Службы здравоохранения и дано разрешение на ее использование. Вода из источников, не исследованных работниками здравоохранения, не должна использоваться в вагонном парке. Кроме того, не следует подключать воду из неисследованных источников в трубопровод, уже проверенный работниками здравоохранения. Обычно местные власти и власти штата запрещают подключать такую воду.
Трубопроводы в вагонном парке должны быть таких размеров, которые в любое время поддерживали бы достаточный напор воды. Запрещается производить работы, которые могут вызвать загрязнение питьевой воды. Так как сточные трубы и дренажные устройства отводят грязь, то желательно, чтобы водопровод находился как можно дальше от них. Если же необходимо пересечение водопровода и дренажного устройства, то линия водопровода должна проходить над сточными трубами.

Водоразборные краны и колонки.

Водоразборные краны и колонки для снабжения водой вагонов требуют большого внимания при их размещении. Наиболее предпочтительны подвесные (рис. 4) линии водопровода, однако на практике они еще мало применяются. Поэтому требуется подземная система водопровода с водоразборными кранами, размещенными на расстояниях, соответствующих местным условиям. Водоразборные краны бывают двух типов: краны первого типа находятся на некоторой высоте от уровня земли или платформы; краны второго типа заключены в металлический ящик и находятся на уровне платформы или земли. Водоразборные краны второго типа применяются там, где габариты не позволяют использовать краны первого типа и где опасно применять трубы, находящиеся над уровнем платформ или пути.
В северных районах, где бывают сильные морозы, необходимо принимать меры по защите водоразборных кранов от замерзания.
Подвесная линия трубопроводов
Рис. 4. Подвесная линия трубопроводов, соединенных с магистралью, расположенной в тоннеле, обеспечивает свободное передвижение механизмов
Раньше водоразборные краны устанавливались внизу вместе с дренажными устройствами предназначенными для стока загрязненной воды, скопившейся у основания крана в моменты закрывания его или подключения к нему шланга. Этот способ отвода воды являлся причиной попадания грязи в питьевую воду, что влекло вспышки тифа и другие эпидемические заболевания.
В настоящее время эти способы дренажа запрещены и заменены отдельными грязеотстойниками, из которых грязь выкачивается насосом в соответствующие сточные трубы.
Для того чтобы предотвратить замерзание водоразборных кранов, заводы, поставляющие оборудование для водоснабжения, изготовляют незамерзающие краны. Ряд компаний выпускает водоразборные краны новых типов, утвержденных Службой общественного здравоохранения. Большинство из них используется на различных железных дорогах и дает положительные результаты при их работе. Среди новых типов водоразборных кранов применяются краны с электрическим обогревом, наружная часть которых покрыта изоляцией, а обогревательный элемент в виде спирали уложен по окружности корпуса крана. Температура обогрева кранов регулируется термостатом, установленным для одного или нескольких кранов. Температуру обогрева нескольких кранов можно регулировать одним термостатом. Этот тип кранов применяется там, где габариты позволяют использовать водоразборные краны первого типа.
Другим типом водоразборных кранов, принцип действия которых может быть применен как для кранов на уровне, так и для кранов, установленных выше уровня земли, являются краны с поршнем, передвигающимся в оцинкованном корпусе или цилиндре диаметром 127 мм и управляемым рукояткой. Передвижение этого поршня вниз включает впускной клапан, передвижение его вверх закрывает впускной клапан и вытесняет воду, оставшуюся в трубе, вниз в цилиндр, находящийся ниже уровня замерзания.
Водоразборные краны третьего типа применяются как краны на уровне и выше уровня земли. Они имеют небольшую отводную трубу присоединенную к той же водопроводной магистрали, что и подъемная труба. Это приспособление обеспечивает постепенную, но постоянную циркуляцию воды по подъемной трубе. Циркуляция воды позволяет избежать замерзания ее в кране. Однако заводы, поставляющие это оборудование, рекоменуют применять тепловую изоляцию труб в местах, где температура падает ниже нуля.
Другой тип незамерзающего водоразборного крана, устанавливаемого выше уровня земли, используется с применением резиновой трубы, закрепленной сбоку подъемной трубы и протянутой непосредственно от подземного клапана к рабочему соединению. В обычных условиях резиновая труба сжимается, а при возникновении давления расширяется и пропускает необходимый поток воды. Когда же давление падает, то сжатие трубы вытесняет из нее воду. В данном случае оставшаяся вола может замерзнуть, однако образовавшаяся ледяная корка будет выдавлена из трубы при последующем возобновлении давления.
Изготовляются и используются и другие типы водоразборных кранов с дренажными устройствами. В таких установках дренажная система подключена к каждому водоразборному крану. Месторасположение водоразборных кранов любых типов в парках станции выбирают так. чтобы избежать загрязнения их при чистке оборудования туалетов вагонов.
При использовании кранов, установленных выше уровня земли и расположенных на высоте 762 мм от головки рельса, не требуется какого-либо ограничения расстояния расположения колонки от оси пути.
Когда высота колонки менее 762 мм, то для существующих установок должно быть расстояние от оси пути 1825 мм, а у вновь строящихся — 2 130 мм.
Водоразборные краны должны быть установлены так, чтобы вокруг них не образовывались лужи. Практический опыт показал, что кран должен иметь в основании плотную водонепроницаемую поверхность площадью не менее 0,37 м2. Кроме того, эта поверхность должна иметь уклон 0,02 для стока воды. Водоразборные краны, находящиеся на уровне земли, должны иметь дренажные трубы диаметром 51 мм, находящиеся на 51 мм ниже основания колонки. Такие дренажные трубы подводятся к балласту и должны быть на таком уровне, чтобы устранялась возможность засорения.

Шланги и их вспомогательное оборудование.

Водяные шланги должны быть изготовлены с гладкой поверхностью и из материала, обеспечивающего удобство при эксплуатации. В последнее время некоторые компании, выпускающие продукцию из резины, предложили новый сорт прочной резины, которая может быть использована для изготовления шлангов. Широко применяют стальные или латунные трубы. Для того чтобы шланг при укладке на землю или платформу не загрязнялся, у его основания надет металлический диск. В наиболее деятельных местах работы на станции необходимо иметь небольшие помещения (будки) для хранения шлангов и ведер.

Льдопункты.

Помещения для хранения льда в отличие от вагонов-ледников, в которые лед загружается на фабриках, должны иметь дренажные устройства в полу. Для мытья и расколки льда перед загрузкой его в вагоны необходимо иметь платформу с гладкой, непроницаемой поверхностью и дренажем. Для мытья льда на платформе устанавливается колонка. Тележки для транспортировки льда должны быть также изготовлены из непроницаемого материала и оборудованы удобными стоками и прочным настилом, который легко можно очищать или смывать.

Гигиена обслуживающего персонала.

 Оборудование для обеспечения личной гигиены обслуживающего персонала является неотъемлемой частью парка обслуживания вагонов. Такое оборудование инспектируется органами здравоохранения. Туалеты, шкафы для спецодежды и душевые должны быть расположены в удобных для персонала местах и оборудованы с учетом соблюдения требований санитарии.
Необходимо, чтобы в этих помещениях были туалетная бумага, мыло и полотенце для того, чтобы рабочие мыли руки перед возвращением на работу.
Размещение мусорных ям. Для удаления мусора из вагонов-ресторанов и других вагонов*, имеющих буфеты и т. п., должны быть применены гигиеничные способы уборки и производства работы.

*На железных дорогах США. кроме вагонов-ресторанов, применяются также вагоны-клубы, вагоны-салоны и т. п.


Бидоны с мусором должны быть плотно закрыты и сразу же после выгрузки их из вагонов установлены на платформы, имеющие дренажные устройства и гладкую поверхность.
Мусор должен быть убран как можно быстрее, чтобы избежать инвазии*, разносимой насекомыми, которая может вызвать порчу продуктов, воды и льда, загружаемых в вагоны. Если для сброса мусора не используется городская свалка, то желательно иметь мусоросжигательную печь, которую можно применять для сжигания как сухого, так и влажного мусора.

*Заражение паразитами.


Для мойки бидонов из-под мусора используется специальное оборудование, к которому подведены водопровод и паропровод. Площадка для мойки бидонов должна иметь наклон для стока грязной воды. Такая площадка делается из железобетона. Для хранения вымытых бидонов предусмотрены специальные стеллажи.

Отопление вагонов.

Для отопления вагонов, зданий и служебных помещений парка обслуживания вагонов используется пар, поступающий обычно из теплоэлектроцентрали. Трубопроводы, по которым подается пар, лучше всего подвешивать на стальных опорах.
При пересечении главных путей трубопроводы должны быть подвешены так, чтобы высота подвешивания и другие размеры соответствовали габариту приближения строений.
Диаметр труб должен быть таким, чтобы обеспечить подачу пара во все здания, вагоны и прочие помещения для поддержания в них нужной минимальной температуры. Трубы должны быть хорошо изолированы для сокращения до минимума потери пара от конденсации. Отводы от трубопровода расположены на небольших расстояниях один от другого.
Если парк обслуживания вагонов разделен на два участка, то подвод пара должен быть сделан к каждому из них.
Трубопроводные тоннели, или траншеи, строятся так, чтобы они пересекали весь парк. По оси каждого пути предусматриваются выводы трубопровода с гибкими шлангами для соединения их с вагонами, которые необходимо отапливать. Часто такие же выводы от трубопровода для отопления вагонов требуются и в других местах парка. Желательно сократить до минимума число подземных трубопроводов, так как сырость в трубопроводных тоннелях и траншеях отрицательно влияет на изоляцию. Одновременно с этим в значительной степени затрудняется осмотр трубопроводов и их текущее содержание.
Там, где необходимы отводы от трубопровода для отопления зданий или для чистки фильтров, мусорных бидонов и т. п., с точки зрения экономии необходимо прокладывать подземные линии трубопроводов сравнительно малых размеров. Трубопроводы глиняные или металлические можно заключать в водонепроницаемую изоляцию. Для обеспечения необходимого давления пара в трубопроводах предусмотрены клапаны для регулировки давления. Иногда давление пара в линиях трубопровода понижается до создания конденсации пара, благодаря чему трубопровод можно использовать для мойки окон, полов и других частей вагонов, требующих для очистки горячей воды.

Воздухопроводы.

Для многих нужд парка обслуживания вагонов необходим сжатый воздух. Наибольшее применение сжатый воздух находит при испытании пневматических тормозов.
Воздухопроводы, как правило, прокладывают там же, где и паропроводы, используемые для отопления вагонов. Это позволяет соединять воздухопроводы с хвостовыми вагонами расчлененного поезда и с хвостовыми или головными вагонами коротких составов.
Воздухопроводы в отличие от паропроводов не требуют изоляции, следовательно, они могут быть уложены на землю с прикреплением их к шпалам путей или к кронштейнам, располагаемым у края платформ. Отводы воздухопровода устанавливают там, где это необходимо. Воздухопроводы, уложенные таким образом, должны быть покрыты или защищены одним из материалов, применяемых в настоящее время для этих целей. Это особенно важно, так как просачивание воздуха даже и в незначительном количестве влечет серьезные экономические потери в эксплуатации железных дорог.

Электрические распределительные ящики.

 Электрические распределительные ящики предназначены для подачи энергии в отдельные пункты парка. Ток, как правило, подается от трансформатора по проводам, имеющим большое протяжение, достаточное для максимального удовлетворения нужд парка в электроэнергии. Наибольшая нагрузка электрической сети парка обыкновенно достигает в летние месяцы, когда необходимо дополнительное кондиционирование воздуха. Сети, подающие ток к распределительным ящикам, устанавливаются несколькими способами. Наиболее рациональный способ — это подвеска проводов, где возможно, на стальных опорах, несущих паровой и воздушный трубопроводы. При этом способе электрические распределительные ящики устанавливаются на поддерживающих опорах. Для подключения тока к вагонам применяются отводные провода.
Другой способ электропроводки применяется там, где имеются железнодорожные платформы. Электрические провода при данном способе заключаются в трубу и прикрепляются к борту платформы скобами. Там, где необходимо, устанавливаются распределительные ящики.
Третий способ менее рационален и заключается в прокладке электрических проводов под землей, между путями или в каком-либо другом месте в зависимости от необходимости. Проводом при таком способе является электрический кабель, заключенный в керамические трубы, которые в свою очередь бетонируются. Распределительные ящики монтируются на больших их бетонных основаниях.

Промежуточные пункты обслуживания.

Обслуживание пассажирских поездов на промежуточных пунктах, в отличие от парков обслуживания вагонов, заключается в снабжении вагонов водой и льдом, приеме отходов и мусора, а также, в ряде случаев, в снабжении поездов продуктами питания и комплектами постельного белья. Такое обслуживание первоначально производилось на пассажирских станциях, расположенных близ парков обслуживания вагонов, где поезда останавливаются на довольно продолжительное время. Оборудование промежуточных пунктов обслуживания аналогично по конструкции оборудованию парков обслуживания вагонов и должно быть проверено и утверждено соответствующими органами здравоохранения.
В настоящее время многие железные дороги начали производить мойку вагонов на промежуточных пунктах обслуживания. Мойка вагонов осуществляется передвижными установками, которые смонтированы на базе автомобиля и могут передвигаться вдоль состава поезда. При использовании таких установок необходимы дренажные устройства.
Более подробно установки для мойки вагонов описаны в статье «Установки для мойки вагонов и локомотивов».
С тех пор как тепловозная тяга стала применяться в пассажирском движении, отпала необходимость в частой смене локомотивов на промежуточных пунктах, так как тепловозы проходят без отцепки более значительные расстояния.
Однако тепловозы нужно заправлять топливом и пополнять расход для охлаждения двигателей на некоторых промежуточных станциях. Пункты заправки топливом и водоразборные колонки располагаются в удобных для работы местах на промежуточных станциях. Для пуска и остановки насосов, перекачивающих топливо из резервуаров хранилищ в баки тепловоза, применяется дистанционное управление. В местах заправки тепловозов необходимо также оборудовать самостоятельные дренажные устройства.

 
« Обрессоренная масса экипажа   Обслуживание тормозного оборудования »
железные дороги