Думпкар

Думпкар, вагон-самосвал,— грузовой вагон для перевозки и автоматизированной выгрузки вскрышных пород, угольно-рудных грузов, грунта, песка, щебня и т. п. грузов. В отличие от др. грузовых вагонов, Думпкар имеет кузов (см. рис.), наклоняющийся при выгрузке груза, и борта, откидывающиеся при наклоне кузова.

Четырёхосный думпкар
Четырёхосный думпкар грузоподъёмностью 65 т (объём кузова 32 м3).

Для обеспечения необходимой прочности пол кузова думпкара сделан многослойным; он состоит из уложенного на раму нижнего стального листа, амортизирующей прослойки и верхнего стального листа (пакета листов). Амортизирующей прослойкой обычно служат дерев, брусья толщ. 60—75 мм. У большегрузных думпкаров для тяжёлых условий работы между верхним настильным листом и деревянными брусьями дополнительно укладывается усиливающий лист высокопрочной стали толщ. 30—45 мм. Нижняя рама думпкара имеет мощную хребтовую балку из двутавровых балок, усиленных листами, и оборудована автосцепками, тормозными приборами и др. устройствами.
Думпкары выпускаются 4-осными — для магистральных и промышленных железных дорог (грузоподъёмность 60—65 т); 6-осными — для магистральных и промышленных железных дорог (грузоподъёмность 105 т); 8-осными — для перевозки вскрышных пород на предприятиях угольной промышленности (грузоподъёмность 145 т) и для перевозки тяжёлых скальных пород и руд на горнорудных предприятиях металлурги. промышленности (грузоподъёмность 145 т и более).

Грунт разрабатываемый экскаваторами, часто грузят в думпкары (саморазгружающиеся вагоны) , так как они позволяют производить быструю погрузку» выгрузку и транспортировку грунта. Думпкары применяются при уширении насыпей, для перевозки камня и для вывозки излишнего грунта и мусора. Обычно емкость думпкаров составляет около 23 м3 с грузоподъемностью 50т, однако существуют модели емкостью от 15,2 до 53 м3 с грузоподъемностью от 40 до 77 т.
Думпкары представляют собой прочные вагоны, приспособленные для быстрой разгрузки в одиночку или целыми составами при помощи сжатого воздуха. Кузов вагона имеет плоское дно без ребер и перегородок, постоянные стенки по торцам и откидные боковые стенки, которые при наклоне кузова на 50  для выгрузки, откидываясь вниз, предохраняют балластную призму от засорения выгружаемым грунтом.
Вагон допускает одностороннюю разгрузку и при помощи телескопического пневматического устройства может быть приведен в транспортное положение в течение 1 мин. При помощи несложного синхронизированного с наклоном вагона механизма боковые щиты автоматически закрываются при его выравнивании. Этим обеспечивается выполнение требований правил техники безопасности, действующих на многих железных дорогах, согласно которым запрещается отправлять вагоны с открытыми щитками.
Конструкция всех вагонов этого типа отвечает требованиям Американской ассоциации железных дорог и Междуштатной торговой классификации железнодорожных грузов в части пригодности их для перевозки различных грузов.

 
« ДС3 руководство по электровозу   Железнодорожный кран »
железные дороги