Главная >> Инфо >> Паровозы-памятники

Паровозы-памятники

Паровозы-памятники — натурные образцы паровозов, представляющие технического и историческая ценность, установленные в памятных местах, депо, на вокзальных площадях и т. п. Первый такой памятник — паровоз Дж. Стефенсона «Локомошен», открывший движение на первой в мире ж. д. (1825). Установленных в 1841 на каменном постаменте перед вокзалом в г. Дарлингтон (Великобритания). Первый П.-п. в нашей стране появился в 1948 на Павелецком вокзале в Москве. Локомотив был восстановлен участниками первого субботника в депо Москва-Сортировочная в 1919. С 1959 в Челябинске на вечном хранении находится паровоз, доставивший в 1920 в голодающую Москву состав с хлебом. Во многих городах страны — Перми, Москве, Муроме, Сарапуле, Брянске и др. — установлены паровозы дореволюционной постройки серии О". В Уссурийске находится паровоз, в топке которого погиб герой Гражданской войны Сергей Лазо, в Новосибирске и Славянске — паровозы, на которых работали известные на железнодорожной сети машинисты Н. А. Лунин и II. ф. Кривонос. Паровозы, эксплуатировавшиеся в годы Великой Отечеств, войны, установлены на станции Ладожское Озеро, в Волгограде, Днепропетровске и др. городах. На родине рус. паровоза — в Нижнем Тагиле — находится один из лучших отечественных  паровозов серии Л, созданный после Великой Отечеств. войны. В г. Тарновске-Гуры в Польше с 1972 экспонируется П.-п. Коюменского завода (у нас не сохранились). Восполнением утерянных серий является - издание, действующих моделей. Например, такая модель паровоза серии Щ («щука») дана для Центрального музея железнодорожного транспорта. В 1987 к 150-летию ж. д. России изготовлена копия паровоза «Проворный», совершившего первый рейс на Царскосельской железной дороге в 1837; копия установлена на Витебском вокзале в С.-Петербурге.

 
« Паровозные колонны особого резерва НКПС   Пассажирооборот »
железные дороги