пассажиры на вокзале

Европейская комиссия (ЕК) опубликовала свой план действий по улучшению трансграничных железнодорожных перевозок на следующие два года, заявив, что увеличение использования железных дорог является неотложной задачей для достижения поставленных целей в области климата. План является одним из четырех предложений, принятых комиссией 14 декабря.

Количество пассажиро-километров в Европе выросло с 339 млрд. в 2001 году до 407,2 млрд. в 2018 году, при этом доля высокоскоростных пассажирских перевозок увеличилась с 19,2% до 31%, и почти удвоилась с 65 млрд. до 126 млрд. пассажиро-километров.

За тот же период доля железнодорожного транспорта выросла с 6,7 до 6,9%, в то время как доля авиации увеличилась с 6,1 до 9,6%.
Однако в настоящее время на трансграничные пассажиро-километры приходится около 7% всех пассажиро-километров железных дорог. Количество междугородних трансграничных железнодорожных перевозок с 2001 года не изменилось и составляет около 4500 пар поездов в неделю. Количество ночных поездов сократилось на 65%, в то время как количество высокоскоростных поездов увеличилось на 95%.

Комиссия заявляет, что операционные и правовые барьеры продолжают препятствовать развитию железнодорожного сектора и выходу на рынок, что побудило его провести исследование для определения действий по устранению препятствий на пути дальнейшего развития трансграничных и междугородних пассажирских железнодорожных перевозок.

Комиссия предлагает ускорить внедрение четырех железнодорожных пакетов и работу по отмене национальных правил эксплуатации и инфраструктуры, а также дальнейшую разработку планов развертывания для внедрения УСТ. Европейская комиссия также предложила ускорить развертывание ERTMS в базовой сети TEN-T до 2030 года и перенести крайний срок для создания всеобъемлющей сети с 2050 на 2040 год.

ЕК также обеспечит соответствие техническим спецификациям и общепринятым методам безопасности, продолжит поддерживать оснащение инфраструктуры системой ERTMS, уделяя особое внимание устранению существующих пробелов, таких как трансграничные участки, узлы и терминальные соединения, и обсудит возможность освобождения от государственного финансирования. ERTMS из обязанности уведомления в соответствии с правилами государственной помощи, что может ускорить развертывание ERTMS.

Для улучшения инфраструктуры комиссия предлагает пересмотреть правила TEN-T, которые улучшат интеграцию в мультимодальной транспортной системе. Предлагаемое положение обеспечит:

  • новую высококачественную инфраструктуру;
  • более амбициозные стандарты и сроки реализации;
  • минимальную линейную скорость 160 км/ч для расширенной основной сети;
  • особое внимание уделяется созданию основной сети к 2030 году и дальнейшему запланированному развитию высокоскоростного железнодорожного сообщения к 2040 году;
  • особый акцент на соединении «первой и последней мили» через мультимодальные пассажирские узлы во всех городах Европейского Союза (ЕС) с населением более 100000 человек, которые подключены к сети TEN-T;
  • укрепление воздушного и железнодорожного сообщения для всех основных аэропортов ЕС и аэропортов ЕС с пассажиропотоком более 4 миллионов человек.

Комиссия будет сотрудничать с Европейским инвестиционным банком (EIB) для реализации пилотных проектов по приобретению подвижного состава в рамках инвестиционной платформы Green Rail и программы InvestEU. Комиссия также подготовит спецификации пассажирского подвижного состава в сотрудничестве с Агентством железных дорог Европейского союза (ERA) с ожидаемым результатом TSI в 2022 году, а также уточнит к 2023 году правила государственной помощи по государственному финансированию совместимого подвижного состава для трансграничных услуг в пересмотренном руководстве по железным дорогам. Это также позволит решить проблему утилизации существующего подвижного состава.

Для решения проблемы ограничений для сотрудников, работающих на трансграничных маршрутах, комиссия предлагает в 2022 году пересмотреть нормативную базу с целью устранения существующих недостатков по получения дополнительных документов и сертификатов. ЕК будет продвигать программы по повышению квалификации и переподготовке персонала.

По мнению комиссии, высокие и разнообразные сборы за доступ к путям через границы, особенно в части наценок, препятствуют созданию новых услуг, а также возможности привлечения частных инвестиций. Комиссия предоставит руководящие принципы для установления платы за доступ к железнодорожным путям, которые поддерживают развитие междугородных и трансграничных пассажирских услуг, а также планирует активно продвигать пилотные проекты, чтобы изучить, может ли снижение платы за доступ к путям до уровня прямых затрат оказать поддержку организация трансграничных услуг. Комиссия также рассмотрит возможность освобождения государственного финансирования снижения платы за доступ к железнодорожным путям от обязанности уведомления в соответствии с правилами государственной помощи.

Комиссия предлагает к концу 2022 года принять положение о мультимодальных цифровых мобильных услугах для улучшения обмена данными между поставщиками услуг мобильности и заключения справедливых коммерческих соглашений между операторами и сторонними продавцами билетов, включая «продолжение и защиту поездки» для пассажиров, путешествующих по комбинированным и раздельным билетам.

Комиссия также будет следить за соблюдением нового положения о правах железнодорожных пассажиров, которое вступит в силу в июне 2023 года.

В целях обеспечения равных условий для разных видов транспорта комиссия будет работать с Европейским парламентом и Советом над скорейшим принятием пакета «Fit-for-55», включающего предложения по ценообразованию на выбросы углерода, а также необходимости освобождения от НДС для международных поездов на территории ЕС. Она также будет поддерживать мультимодальные перевозки «по воздуху и железной дороге» на тех маршрутах, где имеется соответствующая инфраструктура, и оценивать варианты регулирования для содействия таким мультимодальным услугам.

Чтобы определить, как PSO могут быть использованы для продвижения устойчивых трансграничных услуг, комиссия опубликует в 2022 году пояснительные руководящие принципы для применения Регламента Land PSO, в том числе к междугородным и трансграничным железнодорожным пассажирским услугам.

Пилотные услуги.

Для проверки и реализации мер, определенных в данном плане действий, комиссия будет поддерживать запуск пилотных услуг, которые могут повлечь за собой более быстрое сообщение между городами, используя новые подходы, такие как интегрированное расписание, поддержка подвижного состава или PSO для трансграничных подключений. Пилотные проекты будут сосредоточены на ключевых маршрутах для привлечения пассажиров.

С 2022 года железнодорожному сектору будет предложено представить предложения по 15 пилотным услугам для проверки подхода плана действий либо для улучшения существующих, либо для создания новых услуг, которые комиссия надеется запустить к 2030 году.

Комиссия будет поддерживать эти пилотные проекты, содействуя контактам между заинтересованными сторонами путем:

  • предоставления помощи;
  • обеспечения того, чтобы аспекты пропускной способности железных дорог и управления движением были облегчены за счет технической помощи, предоставляемой в рамках Механизма подключения Европы к RailNet Europe;
  • оказания помощи в определении возможностей финансирования для конкретных пилотных проектов, как указано в плане действий;
  • финансирования технической помощи (при необходимости) и поддержки исследований и подготовительных мероприятий, связанных с новыми технологиями и инновациями.

Ответ отрасли.

Сообщество европейских железнодорожных и инфраструктурных компаний (CER) приветствовало принятие плана действий по железным дорогам дальнего следования, как и оператор открытого доступа FlixMobility, подчеркнув, что «снижение платы за доступ к железнодорожным путям является необходимой мерой для создания большего количества услуг».

«Чтобы привлечь пассажиров, необходимо обеспечить справедливые рыночные правила», - говорит основатель и генеральный директор FlixMobility, г-н Андре Швамляйн. «Страны ЕС должны взять за основу успешный пример Швеции, когда справедливая плата за доступ к путям позволяет предоставлять больше услуг и привлекать больше пассажиров».