поезд DB

Германская железная дорога (DB) сообщает об операционных убытках в размере 975 млн. евро за первую половину 2021 года. Также ж/д компания отмечает «рост заполняемости вагонов и бронирования билетов во втором квартале, что связано с ослаблением коронавирусных ограничений в Германии».

В первом полугодии поездами DB в Германии воспользовались около 480 миллионов пассажиров, по сравнению с 663 миллионами в первой половине 2020 года и более миллиарда в первой половине 2019 года. Междугородние перевозки снизились на 34%, однако DB утверждает, что показатели за 2020 и 2021 годы не сопоставимы, так как в начале 2020 года услугами железной дороги воспользовалось рекордное количество пассажиров.

Такие показатели отражают общую потерю прибыли после уплаты налогов в размере 1,4 млрд. евро. Однако в первом полугодии продажи компании выросли на 12,2% до 21,8 млрд. евро по сравнению с аналогичным периодом 2020 года.

DB Regio (3,9 млрд. евро), DB Networks (966 млн. евро) и DB Cargo (2,13 млрд. евро) сообщили о росте продаж в первом полугодии по сравнению с первой половиной прошлого года. DB Networks сообщила о прибыли (302 млн. евро). В DB Long Distance продажи составили 996 млн. евро, что на 421 млн. евро меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а общий убыток составил 1,144 млрд. евро. DB Regio потеряла 359 млн. евро, а DB Cargo - 211 млн. евро.

Дочерняя логистическая компания DB Schenker сообщила о производственной прибыли в размере 630 млн. евро, что более чем вдвое превышает результат 2020 года и является лучшим показателем за первое полугодие в истории компании. Дочерняя международная транспортная компания Arriva сообщила о продажах в размере 1,93 млрд. евро, что на 128 млн. евро меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а общий убыток составил 31 млн. евро.

DB, по словам финансового директора компании доктора Левина Холле, стремится к 2024 году компенсировать половину из более чем 10 миллиардов евро убытков. «Мы постепенно преодолеваем серьезные последствия пандемии и надеемся на рост экономических показателей в ближайшее время», - говорит Холле.

DB продолжает инвестиции: в первом полугодии в железную дорогу в Германии было инвестировано около 5,6 млрд. евро брутто и 2,7 млрд. евро нетто. Основные инвестиции 2021 года - внедрение XXL ICE, 13-вагонных ICE 4 EMU в июне; ввод новых ICE 4 каждые три недели и обновление 2000 км пути.

Важность инвестиций для поддержки железной дороги в целом и для противодействия последствиям изменения климата подчеркнул Генеральный директор DB д-р Ричард Лутц.
«Разрушительные наводнения заставляют осознать, насколько серьезны последствия изменения климата», - говорит Лутц. «Именно поэтому железные дороги важны для устойчивого развития. Тенденция роста в последние недели подтверждает, что люди готовы ездить на поездах». Лутц добавил, что, по его мнению, пандемия «только временно задержала возрождение железных дорог».

Во втором полугодии 2021 года, DB «прогнозирует общий отрицательный результат, но значительно ниже, чем в 2020 году; и предполагает, что продажи вырастут до 42 млрд. евро, но прогноз зависит от дальнейшего развития пандемии и восстановления после наводнения».

Ответ NEE.

Сеть европейских железных дорог (NEE), представляющая частных, региональных и международных грузовых операторов, заявляет, что убытки DB Cargo в размере 211 млн. евро подчеркивают необходимость дополнительной поддержки сектора железнодорожных грузовых перевозок со стороны правительства Германии.

NEE утверждает, что DB Cargo седьмой раз подряд фиксирует ежегодный трехзначный убыток в миллион евро, и что федеральное правительство должно предотвратить дефицит, предложив железнодорожному транспорту большую поддержку. NEE призывает правительство разъяснить, «как компания может повысить производительность, чтобы получать прибыль после пандемии, как это происходит в других отраслях».

Производительность DB Cargo составила 43,01 миллиарда тонно-км в первой половине 2021 года, что всего на 1,5% ниже по сравнению с 43,74 миллиардами, зафиксированными в первой половине 2019 года, т.е. пандемия не так сильно повлияла на компанию, как на другие дочерние компании.

NEE также отмечает, что DB может покрыть такие потери за счет производительности DB Networks, которая увеличила доход на 206 млн. евро или 7,5% в первом полугодии увеличения стоимости доступа к железнодорожным путям на 3,5% для железнодорожных грузов в начале блокировки в декабре 2020 года.

«Увеличение Ebit DB Networks почти на 78% по сравнению с первой половиной 2020 года вызывает дополнительные вопросы», - говорит NEE. «Для конкурентов DB все еще непонятно, почему DB Networks оказалась в минусе в 2020 году в соответствии с коммерческим законодательством. Подозрения в недопустимом перекрестном финансировании убыточных транспортных направлений должны быть расследованы».

«Чрезвычайно негативная годовая финансовая отчетность DB Cargo за 2020 год с - согласно бухгалтерскому учету HGB - убытки в размере 867 млн ​​евро - должна быть поставлена ​​под сомнение Комиссией ЕС в рамках предстоящей оценки спорных грантов со стороны федерального правительства».

Компания Mofair, представляющая частных железнодорожных операторов в Германии, повторяет аргумент NEE, заявляя, что только общая монополия на железнодорожную инфраструктуру защищает DB от еще больших потерь и дальнейшего снижения пассажирских перевозок. «Без этих сетевых сборов, не в последнюю очередь оплачиваемых конкурирующими железными дорогами, результаты интегрированной группы были бы еще хуже», - говорит Мофайр.

Группа также отмечает, что лимит задолженности DB, который был увеличен в 2020 году, в настоящее время почти исчерпан, так как долг превышает 32 миллиарда евро.

«Следовательно, затраты интегрированной группы, покрываются за счет налогоплательщиков», - говорит президент Mofair г-н Тобиас Хайнеманн. «Для Mofair ясно одно: новая железнодорожная реформа необходима. Коронавирус не оправдывает постоянный рост задолженности».

Большая часть убытков пришлась на компанию DB Long Distance, поезда которой на протяжении всей пандемии (по распоряжению федеральных политиков) курсировали практически пустыми. Mofair утверждает, что базовые услуги должны поддерживаться справедливо и прозрачно, например, «как в Австрии, где Австрийские федеральные железные дороги (ÖBB) и Westbahn получили справедливое отношение со стороны австрийского правительства».

Низкий результат подтверждает выводы отчета Комиссии по монополиям Германии, опубликованного в этом месяце, в частности, «о необходимости индивидуального подхода по выплатам дивидендов для отдельных компаний группы, а не для всей группы в целом, что обеспечит большую прозрачность финансирования».

«Полугодовой баланс DB показывает одно: компания не должна привыкать к огромным убыткам и постоянно растущему долговому бремени группы, находящейся в федеральной собственности», - говорит Мофайр. «Поэтому срочно необходима новая железнодорожная реформа».

«Слияние монопольных областей DB, их последовательная ориентация на цели в области качества и их передача в прямую федеральную собственность необходимо решить в ближайшее время. Кроме того, соглашения о контроле между DB Group и DB Networks, а также соглашения о передаче прибылей и убытков, которые несут в себе риск перераспределения средств от инфраструктурных проектов к транспортным компаниям, должны быть немедленно расторгнуты».