Работа персонала в устройствах электроснабжения на железнодорожном транспорте имеет свои специфические, характерные факторы. Например, на контактной сети проведение плановых ремонтных и восстановительных работ выполняется под напряжением 3,25 кВ с применением защитных средств, со снятием напряжения и заземлением отключенных устройств, при наличии наведенного напряжения, работа на высоте до 20—28 м — с применением изолирующих съемных вышек, лестниц, монтерских когтей, лаз с опоры контактной сети, с рабочих площадок автомотрис, в условиях движения поездов, при различных метеорологических условиях, освещенности рабочего места, на перегонах и станциях и в других обстоятельствах и условиях. Работы требуют повышенных физических нагрузок, крепкого здоровья, соблюдения режима труда и отдыха, высокой организации труда, что является залогом успешной и безопасной работы в устройствах электроснабжения.
Работники тяговых подстанций постоянно находятся под действием шумов от работающих силовых и тяговых трансформаторов, от работающих электродвигателей принудительного охлаждения выпрямителей (при наличии), переменных электромагнитных полей, ионизации воздуха и других факторов.
Работа энергодиспетчера постоянно сопровождается оперативными переговорами с линейными подразделениями дистанции электроснабжения, руководством, поездными диспетчерами, выдачей приказов на производство работ, получением уведомлений и других оперативных действий. При наличии телеуправления энергодиспетчер переключает разъединители по каналам связи, что предусматривает высокую ответственность и повышенную психологическую нагрузку. В то же время в помещении присутствует постоянный фоновый шум от селекторной связи. Это приводит к быстрой утомляемости организма.
Для снижения утомляемости необходимы:

  1. постепенное втягивание в работу;
  2. ритмичность работы;
  3. правильное чередование труда и отдыха;
  4. нормальная освещенность рабочего места;
  5. отсутствие шума;
  6. калорийное питание и другие факторы.

Работа машиниста автомотрисы связана с движением поездов, применением приборов безопасности, крановых установок, с бригадами при осуществлении действий с рабочих площадок автомотрис, с техническим обслуживанием ССПС, горюче-смазочными материалами, аккумуляторами и др. В пути следования машинист автомотрисы взаимодействует со своим помощником (сопровождающим), выполняет регламент переговоров, обеспечивает безопасность движения поездов. В кабине автомотрисы присутствует производственный шум и вибрация от работающего двигателя, от проходящих грузовых поездов, работающих путеремонтных машин, свистков локомотивов, визга и скрежета вагонов на горке и других источников. Беспорядочные звуковые колебания оказывают вредное влияние на организм человека, вызывают головную боль.
Шум — наиболее распространенный вредный производственный фактор, он раздражающе действует на организм человека. Диапазон частот колебаний звуковых волн, воспринимаемых ухом человека, находится в широких пределах — 16—20 000 Гц. Уровень звукового давления определяется в децибелах (дБ). Приведем пример уровней звуков, создаваемых разными источниками: шепот на расстоянии 1м — 30—40 дБ; тихая речь — 50—60 дБ; громкая речь — 60—70 дБ; работа пневматического инструмента — 110—120 дБ.
Источником вибрации на ССПС являются работающий двигатель (дизель), компрессор, движение автомотрисы по стрелочным переводам и др. Действие вибрации негативно отражается на самочувствии машиниста, его помощника и перевозимой бригады: расстраивается нервная система, возникает головокружение.
К вредным факторам относятся и отступления от норм освещенности рабочего места:

  1. отсутствие или недостаточность естественной освещенности;
  2. недостаточная искусственная освещенность;
  3. чрезмерная яркость;
  4. пульсация освещенности и другие факторы.

Несоблюдение световой среды на рабочем месте (дежурные тяговых
подстанций, дежурные районов электроснабжения, энергодиспетчеры, инженерно-технические и другие работники) приводит к заболеванию, которое называется ультрафиолетовым голоданием.
Персонал дистанций электроснабжения и другие работники инфраструктур при выполнении работ в устройствах электроснабжения могут быть подвержены воздействию электрического тока (рабочего или наведенного напряжения). Несоблюдение требований норм охраны труда и элекгробезопасности, прикосновение или приближение к токоведущим частям на недопустимые расстояния приводит к ожогам тела электрической дугой (термическое действие тока) или электрическому травматизму (электрическое действие тока) со смертельным исходом.
Электрический ток вызывает различные физиологические реакции организма человека. Прикосновение человека без применения защитных средств к токоведущим частям, находящимся под напряжением выше 12 В, недопустимо. Степень поражения человека электрическим током зависит от многих условий, но часто заканчивается смертельным исходом. Практика показывает, что освободить руку от контакта с проводом, находящимся под напряжением, человек самостоятельно не может.