Производственный травматизм — вызывается несоблюдением требований безопасности труда. В зависимости от характера воздействия различают Травмы механические (ушибы, переломы), термические (ожоги, обморожения), химические (отравления, ожоги), электрические (остановка дыхания, фибрилляция сердца, ожоги), психические (испуг, шок) и др. По обстоятельствам возникновения и по своему характеру несчастные случаи, в результате которых пострадавшие получили травму, делятся на связанные с производством, связанные с работой и бытовые.
Связанными с производством считаются несчастные случаи, если они произошли в процессе производственной деятельности, а также на территории организации; вне её территории при выполнении работы по заданию организации (ремонт электросетей, жилого фонда и т. п.); на транспортные средствах организации (доставка рабочих и служащих к месту работы и с работы); на подвижном составе с лицами, его обслуживающими (машинисты, проводники вагонов и др.). Острые отравления, обморожения, солнечные и тепловые удары, поражения молнией, происшедшие на производстве, также расследуются и учитываются как несчастные случаи, связанные с производством. Несчастные случаи с работниками железнодорожного транспорта во время исполнения ими служебных обязанностей вследствие хулиганских действий пассажиров или др. лиц также считаются связанными с производством
Несчастный случай, происшедший в рабочее время на территории предприятия, квалифицируется как не связанный с производством, если, например, он произошёл при изготовлении в личных целях без разрешения администрации к.-л. предметов или при использовании транспортных средств, принадлежащих организации, при спортивных играх на территории организации, хищении материалов, инструмента или др. предметов, а также в результате опьянения, если оно явилось основные причиной травмирования, подтверждено заключением медицинских органов и не вызвано действием применяемых в производств, процессе технического спиртов, ароматических, наркотических и др. подобных веществ.
Связанными с работой считаются несчастные случаи, если они произошли с рабочими или служащими при следующих обстоятельствах: во время следования на работу или с работы домой (не на транспортные средствах предприятия и не на территории предприятия); при выполнении долга гражданина страны по охране правопорядка, спасению человеческой жизни, охране собственности предприятия; при выполнении обществ, обязанностей, связанных с предприятием или учреждением, в котором пострадавший работает.
Бытовыми несчастными случаями считают травмы, которые произошли с лицами не при исполнении служебных обязанностей, а в свободное от работы время, в быту.
По тяжести исхода различают следующие несчастные случаи: без потери трудоспособности (микротравмы); с временной потерей трудоспособности до 3 дней включительно; с временной потерей трудоспособности св. 3 дней; групповые, когда пострадали два человека и более; тяжёлые, в т. ч. с инвалидным или смертельным исходом. Групповые несчастные случаи, происшедшие не менее чем с одним смертельным и тремя иными исходами, а также с двумя смертельными и одним иным исходом, относят к случаям особого учёта. Заключение о тяжести повреждений дают врачи лечебных учреждений
Служебное расследование случаев производственного травматизма проводят в соответствии с действующей инструкцией о расследовании и учёте несчастных случаев на производстве на железнодорожном транспорте и в трансп. строительстве. Важнейшие задачи служебного расследования, наряду с регистрацией и учётом несчастного случая: обеспечение безотлагат. мер по оказанию первой помощи пострадавшему; тщательное и всестороннее выявление, разбор и анализ обстоятельств, условий и причин, вследствие которых произошёл несчастный случай; разработка и осуществление мероприятий по оздоровлению условий труда и обеспечению техники безопасности, исключающих возможность возникновения несчастных случаев на производстве; установление лиц, по вине которых произошёл несчастный случай. Материалы расследований и отчётные данные о несчастных случаях позволяют судить о состоянии безопасности труда и служат основанием для разработки и осуществления мероприятий по предупреждению производственного травматизма.
Причины, вызывающие травматизм на производстве, изучают статистическим, групповым, топографическим, монографическим и др. методами.
Статистический метод включает сбор сведений о несчастных случаях, накопление и обработку статистич. материала с последующими выводами и рекомендациями. Материалами статистич. наблюдения являются акты о несчастных случаях, составляемые по определенные форме. С помощью этого метода можно получить распределение несчастных случаев по тому или иному признаку, определить относит, показатели производственного травматизма — коэффициенты частоты, тяжести, ср. тяжести несчастных случаев, включая случаи с временной (4 дня и более) потерей трудоспособности, с инвалидным исходом (до перевода на инвалидность), со смертельным исходом, а также случаи перевода на более лёгкую работу относительно среднесписочного числа работающих.
Групповой метод представляет собой частный случай статистич. метода, при котором изучаемые данные обрабатывают после предварит, группировки несчастных случаев по характерному признаку, например по видам работ, однородности оборудования, климатические условиям
Топографический метод предусматривает изучение причин несчастных случаев по месту их происшествия. В результате такого исследования выделяют зоны, требующие применения защитных ограждений, блокировок, а в ряде случаев изменения конструкции оборудования, совершенствования технологии работ и осуществления спец. мероприятий.
Монографический метод состоит в углублённом исследовании отд. объекта в совокупности с конкретной обстановкой. При этом устанавливается весь комплекс как прямых, так и косвенных причин несчастных случаев. Монографическим методом могут исследоваться отд. несчастные случаи и опасные ситуации, в которых создавалась угроза травмирования. Для разбора и исследования причин несчастных случаев применяют способ, основные на построении графа причинно-следственных связей. С помощью такого графа наглядно отображают взаимодействие неблагоприятных факторов, вызвавших опасную ситуацию, дают оценку этим факторам и действиям отдельных исполнителей.
Из всех разнообразных причин несчастных случаев, происходящих на железнодорожном транспорте и в трансп. строительстве, можно выделить три основные группы: организационные, технического, санитарно-технические. К организационным причинам относятся недостатки в обучении работающих безопасным методам труда и в инструктаже, нарушение труда и отдыха; привлечение к работе лиц не по специальности; отсутствие предупредит, надписей, надзора за производством работ, средств индивидуальной защиты и т. п. Технические причины включают конструктивные недостатки оборудования, инструмента, приспособлений, трансп. и энергетических систем, нарушение габарита приближения строений, отсутствие или неисправность оградительных устройств, несовершенство средств индивидуальной защиты ит. п. К санитарно-техническим причинам относятся неблагоприятные метеорология, условия, нерациональное освещение рабочих мест, стеснённость производств, помещений, шум на рабочих местах, уровень которого превышает предельно допустимые нормы, загрязнённость и загазованность воздушной среды, вредные излучения и т. д.
На основании анализа производственного травматизма и выявленных причин разрабатываются меры по предупреждению травматизма на производстве (технического, организационные, санитарно-гигиенические, правовые и экономические). Эти меры осуществляются как в период проектирования, так и в период строительства и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта.