Пассажирские перевозки — перемещение людей и багажа средствами транспорта. Первые на железнодорожном транспорте пассажирские перевозки начали осуществляться 15 сент. 1830 в Великобритании со старейшего вокзала «Ливерпул роуд стейшен». В России пассажирские перевозки были открыты на Царскосельской железной дороге в 1837, а затем в 1851 на магистральной Петербург — Московской железной дороге, где составили поездов следующих категорий: дальние (на расстояние более 700 км); местные (на расстояние до 700 км); пригородные (на пригородных линиях).

В свою очередь дальние и местные поезда делятся на скорые и пассажирские. Скорые поезда формируются из вагонов повышенной комфортабельности, имеют меньшую массу и населённость поезда, следуют с более высокими скоростями, безостановочно 200—300 км с минимум затратой времени на остановки. Фирменные скорые поезда обычно следуют между столичными городами, крупными промышленными и курортными центрами. Пассажирского поезда формируются из вагонов меньшей комфортности, чем скорые, имеют большую массу и меньшую маршрутную скорость, более частые остановки. Пригородные поезда имеют меньшую массу, чем дальние и местные, и, как правило, большую населённость и частые остановки в пригородных зонах. Туристско-экскурсионные поезда формируются из вагонов одной категории и могут следовать в любом сообщении. Грузопассажирские поезда формируются из вагонов пасс, и грузового парка на малодеятельных участках с незначительными пассажиропотоками. Почтово-багажные поезда формируются из почтовых и багажных вагонов. Людские поезда предназначаются для перевозки пассажиров в грузовых крытых вагонах, имеющих Для этого необходимое оборудование.
За поездами соответствующих категорий закреплены номера в определенные диапазоне:
Скорые круглогодичного
сообщения 1 — 99
Скорые летние 101 — 149
Скорые 151 — 169
Дальние круглогодичного
сообщения 171 — 299
Дальние летние 301 — 399
Разового назначения (вывозные) 401-499
Разового назначения (пунктирные)  501-599
Местные 601—699
Туристско-экскурсионные. 801 — 899
Почтово-багажные  901—948
Грузо-багажные 951 — 968
Людские 971-998
Пригородные 6001 — 6999
Парк пассажирских вагонов подразделяется на пасс., багажные, почтовые, почтово- багажные, вагоны-рестораны и специальные вагоны. Пассажирские вагоны делятся на жёсткие (некупейные и купейные), мягкие, мягко-жёсткие и с сидячими местами (межобластные). В составе пассажирских поездов вагоны располагаются в строго определенные порядке: почтовый и багажный вагоны всегда следуют в голове поезда и обычно не имеют порядкового номера; вагоны-рестораны, купейные вагоны и вагоны с радиоузлом, вагоны высшей категории располагаются в середине состава. Группы купейных, плацкартных и общих вагонов могут находиться как в головной, так и в хвостовой частях поезда. Пассажирского поезда международного пассажирского сообщения формируются по специальным схемам. Нумерация вагонов в составе обычно идёт от локомотива к хвостовой части поезда. Счёт мест в вагоне ведётся от служебного отделения проводника. Нижние спальные места имеют нечётные, а верхние — чётные номера. В составе поезда могут выделяться вагоны, предназначаются для отд. категорий пассажиров (например, военному- I, пассажиров с детьми). В вагонах также отводятся места для отдыха проводников, работников вагона-ресторана и электромеханика поезда.
Организация П. п. осуществляется на основе прогнозирования и статистических законов изменения пассажиропотоков во времени. В эксплуатационных работе руководствуются перспективными, годовыми и оперативными планами П. п., в которых устанавливаются объёмы П. п. по числу отправленных пассажиров по видам сообщений, числу перевезённых пассажиров, пассажирообороту и средней дальности поездки одного пассажира. Существенную роль в П. п. играют специальные обследования потока пассажиров по отд. узлам и направлениям.