Главная >> Электроснабжение >> Электробезопасность

Электробезопасность

Электробезопасность — совокупность методов и технических средств для предотвращения электротравматизма людей. При непосредственным воздействии электрическое тока или электрическое дуги на человека возможны повреждения (электротравмы), которые в зависимости от их тяжести могут привести к временной потере трудоспособности, инвалидности и даже гибели (электропоражению). В производств, обстановке возникает электроопасность, т. е. такая совокупность обстоятельств (опасная ситуация), которая может приводить к появлению электротравм. Тяжесть электротравмы зависит от параметров тока, длительности его воздействия. У людей с повышенной чувствительностью первое ощущение появляется уже при токе силой 0,6 мА, который является первым критерием электробезопасности, или порогом неощущения. При токе силой ок. 1,5 мА это ощущение испытывает практически каждый человек. При возрастании силы тока появляются лёгкие судороги в предплечье. При токе силой 4—6 мА судороги распространяются на часть руки от локтевого до плечевого сустава, одновременно возникает боль во всей руке, и пальцы руки непроизвольно начинают сжимать электрод. Дальнейшее увеличение силы тока приводит к тому, что человек не в состоянии разжать руку и освободиться от электрода (т. и. эффект неотпускания). Такое состояние наступает у некоторых людей при токе силой 6 мА, являющемся вторым критерием Э., или порогом неотпускания. При больших значениях силы тока начинаются судороги грудной мускулатуры, которые при токе силой 40—60 мА и времени воздействия 1—2 с вызывают обморочное состояние. Если время воздействия тока такой силы более 2 с, наступает паралич дыхания. Переменный ток силой ок. 100 мА вызывает фибрилляцию сердца (для восстановления ритмичных сокращений сердца необходим дефибриллятор). При пороговом значении силы фибрилляционного тока наступает третий критерий электробезопасности, который зависит от времени воздействия. При длительности воздействия 1 с сила этого тока принята равной 70 мА, при длительности 0,1 с — ок. 700 мА. Переменный ток напряжение 450—500 В опаснее постоянного, а при более высоком напряжении постоянный ток опаснее переменного. Протекание тока через тело человека вызывается напряжением прикосновения, обусловловлено  активно-ёмкостным сопротивлением тела человека. В железнодорожных электроустановках переменного тока напряжением 6 кВ и выше (в линиях два провода — рельс, автоблокировки, в трёхфазных сетях для питания нетяговых потребителей и т. д.) основные способом предохранения от высоких напряжений служит защитное заземление, которое уменьшает напряжение прикосновения до допустимых значений.
В электроустановках предприятий железнодорожного транспорта напряжение до 1000 В наряду с защитным заземлением применяют технического приёмы и средства, уменьшающие возможность возникновения электротравм: зануление в электроустановках; выравнивание электрическое потенциалов; автоматическими защитное отключение. Кроме того, используют малые напряжения, не создающие опасности электротравмировання (6 и 12 В, но не выше 42 В); изолируют токоведущие части; электрически разделяют сеть спец. разделяющими трансформаторами; применяют оградительные устройства; предупредительную сигнализацию, блокировки и знаки безопасности. Зануление в электроустановках напряжение до 1000 В осуществляют преднамеренным соединением частей, нормально не находящихся под напряжением, с глухозаземлённой нейтралью генератора (или трансформатора) в сетях трёхфазного тока либо с глухозаземлённым выводом источника однофазного тока. Защитное действие зануления обусловлено автоматическими отключением повреждённого участка сети или электроприёмника защитным аппаратом и существенным снижением до момента отключения напряжения на занулённой части в сравнении с фазным.
Выравнивание электрического потенциала достигается надёжным электрическое соединением металлической частей электроустановок со спец. металлической элементами (в виде отд. стержней, сеток и т. п.), закладываемых в землю или в электропроводящий пол (например, выравнивающая сетка комплектной трансформаторной подстанции, питаемой от линии два провода — рельс).
Автоматическое защитное отключение — быстродействующая защита, обеспечивающая автоматическими отключение электроустановки при возникновении опасности поражения током. На железнодорожный транспорте применяют устройства защитного отключения, срабатывающие при токе и напряжении т. и. нулевой последовательности. Автоматическая защита осуществляет также быстрое отключение зоны сети при возникновении в ней замыкания на корпус и предотвращает появление пожаров, вызываемых токами утечки (при силе тока более 200 мА).
Электрическое разделение сети на отд. электрически не связанные участки осуществляется спец. разделяющими трансформаторами, предназначенными для отделения приёмника электрическое энергии от первичной электрическое сети и сети зануления или заземления. Корпус электроприёмника и вторичная обмотка разделяющего трансформатора не должны зануляться или заземляться, корпус самого трансформатора должен быть занулён. Электрическое разделение сети позволяет предупредить поражение током благодаря уменьшению её ёмкостной и активной проводимости.
Предупредительная сигнализация используется при ограждении токоведущих частей, находящихся под напряжением. Она предохраняет от случайного прикосновения людей к этим частям. Временно устанавливаемые ограждения выполняют в виде переносного барьера или натянутого каната с укреплённым на них предупредительным плакатом: «Стой! Под напряжением». Пост, ограждения делают из стального листа или сетки.
Блокировки безопасности исключают случайное снятие ограждений, открывание двери распределительного устройства, когда внутри ограждения токоведущие части находятся под напряжением. Для обеспечения электробезопасности при работе на контактной сети учитываются размеры рабочей зоны, возможность создания эквипотенциальных условий в этой зоне, ритм работы и выделенное на её выполнение время, надёжность обслуживаемых устройств и факторы инженерной психологии. При проектировании, монтаже и эксплуатации электрическое ж. д. ведут работы по созданию объективных средств защиты для безопасного обслуживания контактной сети и высоковольтных линий автоблокировки: совершенствуют узлы и оборудование; ликвидируют места, представляющие повышенную опасность для персонала; устанавливают плакаты и знаки-указатели опасных мест. В контактной сети и высоковольтных линиях автоблокировки создают узлы из полимерных материалов, обладающих высокими электроизоляционная и механическая свойствами, исключающие возможность травмирования при ошибочных действиях эксплуатационного персонала.
Для изоляции токоведущих частей применяют изоляторы, которые отделяют разнопотенциальные или находящиеся под напряжением элементы от заземлённых. Нейтральные металлической элементы позволяют производить работы на некоторых узлах без снятия напряжения с контактной сети. Нейтральные элементы могут быть постоянными (изолированные гибкие поперечины, узлы анкеровки проводов и несущих тросов) и временными (отъединённые от контактной сети провода разъединителей, разрядников и отсасывающих трансформаторов). Для обеспечения безопасности обслуживания устройств контактной сети, которые могут оказаться под напряжением при нарушения изоляции, применяют защитные заземления. В качестве заземлителя обычно используют рельсовый путь, но иногда защитное заземление выполняется на самостоятельный контур.
Электробезопасность обслуживания устройств электроснабжения и автоблокировки обеспечивается применением различных защитных и монтажных средств. К защитным средствам относятся приборы, переносимые и перевозимые приспособления и устройства, служащие для защиты персонала от поражения электрическое током, от воздействия электрическое дуги и продуктов горения. Монтажные средства — приспособления и устройства, облегчающие труд и повышающие его производительность. Основные изолирующие защитные электротехнических средства при работе в установках напряжение выше 1000 В —  изолирующие штанги, указатели напряжения, изолирующие и измерительные клещи. К ним относятся также устройства и приспособления для выполнения ремонтных работ под напряжением: изолирующие съёмные вышки, рабочие площадки дрезин и телескопия, вышек, изолирующие лестницы. Защитными средствами при работе на установках напряжение до 1000 В являются резиновые диэлектрическое перчатки, токоискатели и инструмент с изолирующими рукоятками. Дополнительными изолирующими средствами при работе на установках напряжение выше 1000 В служат резиновые диэлектрическое перчатки, боты, коврики и изолирующие подставки, а в установках до 1000 В — диэлектрическое галоши.
Работы по обслуживанию контактной сети, ВЛ автоблокировки и ВЛ напряжение до 400 В, а также связанных с ними устройств отличаются различных степенью опасности и требуют разных необходимых мер защиты, эти работы проводятся с полным и частичным снятием напряжения, вблизи и вдали частей, находящихся под напряжением. Перед выполнением работ необходимо осуществить ряд организационных и технического мероприятий. К организационным мероприятиям, обеспечивающим электробезопасность, относятся: оформление работ, допуск к работе, надзор за работающими, оформление перерыва в работе, перехода на др. рабочее место и окончания работ. Работы выполняют по устному распоряжению или по наряду, выписываемому в двух экземплярах, один из которых выдаётся руководителю работ, а копия остаётся у выписавшего наряд. Техническими мероприятиями, обеспечивающими электробезопасность работ, являются: снятие рабочего напряжения с линий и устройств, ограждение места работы, выдача предупреждений, проверка отсутствия рабочего напряжения, наложение заземлений, установка шунтирующих штанг и электрическое шунтов при работах под напряжением. Для каждой работы в зависимости от её характера и особенностей выбирают технического мероприятия, после выполнения которых гарантирована безопасность персонала.
При обслуживании ЭПС создаются условия, обеспечивающие электробезопасность людей. Электротехнические установки ЭПС имеют с точки зрения электробезопасности ряд характерных особенностей: из-за ограниченного габарита подвижного состава электрическое машины и оборудование размещаются на малых площадях; силовое электрооборудование, кроме вращающихся машин и соединительных кабелей силовой цепи, располагается в высоковольтных камерах, а также на крышах электровозов и электропоездов. Для создания безопасных условий труда высоковольтные камеры и шкафы снабжены блокирующими устройствами, которые исключают доступ к силовому оборудованию при наличии напряжения на токоприёмнике и подъём токоприёмника при открытых дверях шкафов и шторах высоковольтных камер. При открывании дверей высоковольтных камер электровозов постоянного тока обеспечивается заземление высоковольтной цепи токоприёмника и силового ввода. Металлического кожуха электрооборудования, размещённого вне высоковольтных камер, шкафов, имеющих блокировку, а также ограждения и др. оборудование заземлены на корпус локомотива. Высоковольтная камера электровоза имеет ограждения от коридоров и кабин управления. Для осмотра, обслуживания и ремонта электрическое оборудования часть ограждений делается съёмной или раздвижной, имеет блокировки безопасности, которыми оборудуются также входы в высоковольтную камеру и люки (лестницы) для подъёма на крышу электровоза. От поражения электрическое током на отечеств, электровозах защищают электропневматические вентиль и пневматические блокировка. К средствам защиты людей, работающих на электровозах и тепловозах, относятся также устройства сигнализации и связи. Локомотивы оборудуются автоматической локомотивной сигнализацией, автостопом, устройствами проверки бдительности машиниста и контроля скорости движения и др. К средствам защиты работающих относятся знаки безопасности, предназначенные для привлечения внимания машиниста и запрещающие некоторые действия (например, «Не подниматься на крышу без заземления контактного провода», «Электрическое напряжение»).
Условиями обеспечения безопасности труда работающих в системе электроснабжения железнодорожного транспорта являются обучение, инструктаж и проверка знаний по охране труда. Персонал, связанный с обслуживанием электроустановок, проходит вводный инструктаж на рабочем месте, стажировку, периодический, внеочередной инструктаж и обучение по охране труда.

 
« Эксплуатация электрооборудования   Электропитающие устройства и линии автоматики, телемеханики и связи »
железные дороги