Вагонный замедлитель — смонтированное на ж.-д. пути тормозное устройство для снижения скорости движения вагонов (отцепов). Вагонный замедлитель обеспечивает механизированных торможение движущихся отцепов, позволяет исключить на этой операции непроизводительный и опасный ручной труд. Вагонный замедлитель устанавливают гл. обр. на путях сортировочных горок, а также на наклонных ж.-д. подъездных путях промышленных предприятий. По форме тормозного органа различают В. з. балочные и небалочные; по принципу действия — весовые, нажимные и специализированные; по типу привода — пневматические, гидравлические, электрические; по месту работы — горочные и парковые; по числу рабочих рельсов — одно- и двухрельсовые. Наиболее часто применяются двухрельсовые балочные В. з. с пневмо- и гидроприводом. Тормозной эффект В. з. достигается воздействием его силовых узлов на колёсные пары вагонов. Сила торможения   весовых баночных В. з. (см. рис.) устанавливается автоматически, пропорционально нагрузке на колёсные пары вагонов.
Вагонный замедлитель
Весовой балочный вагонный замедлитель.
В нажимных балочных В. з. сила торможения устанавливается либо по команде горочного оператора, либо устройствами автоматическими управления изменением давления воздуха в тормозных цилиндрах. На сортировочных горках эксплуатируются весовые и нажимные балочные В. з., имеющие пневматические привод. К В. з. предъявляются определенные требования: они должны вписываться в габарит приближения строений, тормозить вагоны с замедлением не более 4 м/с2, обеспечивать высокую точность работы, не разрушать при торможении колёсные пары, не производить сильного шума, резких звуков. На сортировочных горках В. з. входят в состав механизированных тормозных позиций.