Пенопластовое покрытие — защитное покрытие основной площадки земляного полотна железнодорожного пути, служащее для теплоизоляции грунтов и предотвращения пучин земляного полотна. Применяется П. п. из прессовых или беспрессовых пенопластов, на отечественных железных дорог — в основные из прессовых (в виде плит) пенопластов — замкнуто-ячеистых вспененных водопроницаемых полистирольных или поливинилхлоридных пластмасс различных марок плотностью от 60 до 115 кг/м3 с коэффициент теплопроводности от 0,044 до 0,057 Вт/(м-К). Для обеспечения долговечности покрытия и возможности непосредственной укладки на него рельсо-шпальной решётки с последующей балластировкой пути предел прочности пенопласта на сжатие должен иметь не менее 0,3 МПа. Применяются плиты размерами до 2,4 X 1,6 м и более и толщ. 5—8 см.
Схемы размещения пенопластового покрытия: а — под рельсо-шпальной решёткой, промерзание отсутствует; б — плавный отвод от места значительного пучения к прилегающему участку равномерного пучения; 1 — пенопласт; 2 — щебень; 3 — песчаная подушка; 4 — кювет; 5 — граница промерзания; 6 — пучинный горб; 7 — отвод головки рельса после устройства пенопластовой) покрытия; На — высота равномерного пучения; i — уклон.
Размешают пенопластовое покрытие обычно внутри песчаной подушки, шириной, не допускающей практического промерзания глинистого грунта под рельсо-шпальной решёткой с учётом возможного бокового промерзания (см. рис.).