Обустройства пути — комплекс инженерных сооружений и отдельных конструкций, обеспечивающих безопасный пропуск поездов со скоростями и весовыми нормами, установленными графиками движения. Обустройства пути применяют на переездах, в местах пересечения железных дорог трубопроводами, воздушными линиями связи и электропередачи, подвесными канатными дорогами и др. К О. п. относятся путевые заграждения, рельсосмазыватели, путевые и сигнальные знаки, элементы рельсовых цепей.
Переезды устраиваются, как правило, за пределами станций и путей маневрового движения, на прямых участках дорог, пересекающихся автомобильными дорогами под прямым углом (допускается и острый угол между осями дорог, но не менее 60°). Ширина проезжей части переездов должна быть равна ширине проезжей части автомобильные дороги, но не менее 6 м по нормали к оси переезда. Ширина вновь сооружаемого переезда должна быть не менее 7,5 м. Переезды делятся на охраняемые и неохраняемые в зависимости от интенсивности и скорости движения поездов, интенсивности движения по автомобильной дороге, оборудования устройствами автоматики, а также условий видимости. Охраняемые переезды в отличие от неохраняемых должны быть оборудованы автоматическими или механизированными шлагбаумами, а также запасными горизонтально-поворотными шлагбаумами ручного действия.
В местах прокладки трубопроводов (подземных газо-, нефте-, водопроводов), как правило, сооружаемых в насыпях и нулевых местах ж. д., устраивают надземные переходы. В теле земляного полотна под трубопровод прорывают отверстие методом горизонтального бурения, проколом или продавливанием гидродомкратами, вибромашинами, щитовой или тоннельно-штольневой проходкой. В отд. случаях применяют открытый траншейный способ прокладки трубопровода после установки разгрузочного пакета рельсов. Надземный переход трубопровода осуществляется под прямым или близким к нему углом к оси пути на отд. опорах или на спец. мостах, эстакадах. Опоры надземных трубопроводов могут быть свайными, сборными из железобетонных колец, рамными из железобетонных элементов, каменными, а также в виде земляных отсыпок.
Надземные пересечения железных дорог воздушными линиями связи и электропередачи устраиваются, как правило, под прямым углом к оси пути или под другим углом, но не менее 45°. Пересечение электрифицирированных железных дорог на переменном токе с воздушными линиями связи устраивается с помощью кабеля. Угол пересечения воздушных линий электропередачи с ж. д. не нормируется (рекомендуется угол, близкий к 90°), однако пересечение с электрифицированными линиями и линиями, подлежащими электрификации, должно быть выполнено под углом не менее 40°. Установка опор с оттяжками в поперечном к пути направлении не допускается.
На пересечении пересечения железных дорог с подвесной канатной дорогой сооружаются предохранит. сетки для защиты железнодорожного пути и проходящих поездов от возможного падения грузов из вагонеток канатной дороги и от падения самих вагонеток. Сетки изготовляют из проволоки с ячейками таких размеров, чтобы они не пропускали падающие грузы, перевозимые по канатной дороге.
К устройствам путевого заграждения относятся: путевые упоры (рис. 1), поворотные брусья (рис. 2), башмакосбрасыватели  нanp., типа полукрестовип) с переводными  механизмами (рис. 3) для сбрасывания башмаков с рельсовых путей подгорочных парков.
путевые упоры


мака на рельс

мака на рельс и удалении его с рельса; 3— габарит приближения строений; 4 — переводной механизм.

башмакосбрасыватели
Для продления сроков службы рельсов, особенно в криволинейных участках пути, применяются рельсосмазыватели, которые обеспечивают смазку боковой рабочей грани головки рельсов и снижают степень интенсивности бокового износа рельсов. На сети отечественных железных дорог устанавливают стационарные рельсосмазыватели на пути в начале кривой, и гребнесмазыватели — на локомотивах или моторвагонном подвижном составе.