Обгонный пункт — раздельный пункт на двухпутной железнодорожной линии, имеющий путевое развитие для обгона одних поездов другими (более срочными) и допускающий в необходимых случаях перевод поезда с одного главного пути на другой. По схеме различают О. п. 4 типов (см. рис.): поперечного, полупродольного и продольного, а также с последовательном расположением пассажирских устройств и путей для грузового движения.

Обгонные пункты

Обгонные пункты: схема I — поперечный: схема II — полупродольный: схема III — продольный; схема IV — с последовательным расположением пассажирских устройств и путей для грузового движения (пунктиром показано удлинение прнёмо-отправочного пути для пропуска соединённых поездов); £пл — длина станционной площади; I, Л — главные пути в пределах станции; 3, 4 — приёмо-отправочные пути.
На О. п. обычно укладывают 1—2 приёмо-отправочных пути, на многопутных О. п. число таких путей достигает 3—4. Для посадки и высадки пассажиров О. п. оборудованы пасс, платформами. Кроме того, на О. п. имеются здание дежурного по пункту, стрелочные посты, устройства связи и СЦБ.