Напряженный ход трассы — протяжённый участок ж. д., на котором средний естественный уклон местности между смежными опорными пунктами равен уклону трассирования, т. е. руководящему уклону либо др. ограничивающему уклону, или больше его. Напряженный ход трассы представляет собой сплошной подъём (руководящим или др. ограничивающим уклоном), уменьшающийся на кривых (см. Смягчение уклонов в кривых) и прерываемый площадками раздельных пунктов. Наименьшая необходимая длина Н. х. т. определяется как отношение разности высот (отметок) смежных опорных пунктов к уклону трассирования. Если опорные пункты, ограничивающие напряженный ход трассы, расположены так, что средний естественный уклон местности значительно превышает уклон трассирования, то применяют развитие трассы. Скорость поезда на подъёме равна расчётной для данного локомотива; скорость на спуске ограничивается условиями торможения и зависит от тормозного пути и тормозного оснащения поезда.