Долинный ход трассы
Долинный ход трассы: а — мысовой тоннель; б — спрямление русла.

Долинный ход трассы — участок железной дороги, проходящий по долине реки. В равнинных условиях долинный ход трассы обладает рядом достоинств: малые уклоны долины (вольный ход), небольшое число криволинейных участков, благоприятные условия водоснабжения. К недостаткам относятся частые пересечения сухих логов и водостоков, наличие заболоченных пойм, необходимость учёта линии разлива реки. Наиболее благоприятна для укладки трассы первая надпойменная терраса. В сложных условиях рельефа долинный ход трассы, следуя за изгибами долины, приобретает большое развитие. При этом увеличивается число криволинейных участков, появляется потребность в укреплении откосов насыпей на подтопляемых участках, иногда возникает необходимость переноса трассы ж. д. на другой берег, отвода и спрямления русла, устройства мысовых тоннелей (см. рис.). Наибольшее развитие, часто сложное, получает трасса в горных ущельях с крутыми уклонами.

Лит.: Железные дороги в долинах рек, под ред. Г. С. Переселенкова, Москва, 1991.