Контроль бдительности машиниста — осуществляется с целью автоматической остановки поезда в случае неподтверждения машинистом своей бдительности. Контроль бдительности машиниста обеспечивается путевыми и локомотивными устройствами. К путевым относятся устройства полуавтоматической блокировки, автоматической блокировки. автоматической локомотивной сигнализации (АЛС), к локомотивным — приёмник и дешифратор АЛС, электропневматический клапан (ЭПК), датчик фактической скорости, устройство сравнения фактической и допустимой скоростей, измеритель периода времени, рукоятка бдительности.

Предупредительный сигнал о необходимости проверки бдительности подаётся машинисту после вступления поезда в зону сближения с препятствием (поездом, сигналом, ограничивающим скорость движения), которое фиксируется изменением сигналов, воспринимаемых устройствами АЛС. В результате включается измеритель периода времени и подаётся предупредит, сигнал (акустич. или световой). В случае потери машинистом бдительности по истечении контрольного времени, равного 6 с, срабатывает ЭПК, происходит разрядка тормозной магистрали и осуществляется экстренное торможение поезда. Если в течение этого времени машинист нажмёт рукоятку бдительности (восстановится нормальное состояние ЭПК), экстренной разрядки тормозной магистрали не произойдёт. При фактической скорости поезда ниже допустимой бдительность машиниста проверяется только при смене сигнала АЛС на более запрещающий. При отсутствии путевых устройств АЛС (например, на линиях с полуавтоматической блокировкой) проверка бдительности осуществляется через 1—1,5 мин независимо от скорости движения.