Диагностирование устройств СЦБ — процесс определения состояния ж.-д. систем сигнализации, централизации и блокировки. По способу поиска и устранения неисправностей различают неавтоматическое и автоматическое диагностирование.
Неавтоматическое диагностирование осуществляется обслуживающим персоналом по заранее разработанным программам и алгоритмам. Используются комбинационный и последовательный методы. При комбинационном методе на входы объекта (системы) контроля подают сигналы и регистрируют их на выходе. Затем сравнивают выходные сигналы исправной и проверяемой систем. Этот метод применяют при вводе устройств в действие и при проверке отд. блоков и узлов на спец. стендах. Последовательный метод применяется только при наличии в объекте контроля неисправностей. При этом каждая последующая проверка выбирается в зависимости от результатов предыдущей с таким расчётом, чтобы время поиска было минимальным.
При автоматическом диагностировании обнаружение неисправностей, дефектов выполняют технического системы, в которых состояние контролируемых параметров определяется спец. датчиками. Информация о параметрах передаётся по каналу связи на диспетчерский пункт, где обрабатывается и отображается на пульте-табло или дисплее. Отличительной особенностью работы системы диагностирования является то, что наряду с передачей и обработкой информации о состоянии объекта контроля в ней формируется информация о поездной ситуации на данном участке, т. е. осуществляется диспетчерский контроль движения поездов. Система может определять неисправности, требующие срочного и несрочного устранения, отключения фидеров питания. К категории -«неисправности срочного устранения» относятся неисправности, которые приводят к задержке поездов или являются опасными. При поступлении такой информации на контрольном посту включается звуковая и световая сигнализация. Информация о            неисправности кодируется и передаётся на печатающий прибор.