Автоматизированное рабочее место (АРМ) — создаётся с целью повышения производительности и улучшения условий труда работников железнодорожной транспорта — диспетчеров различных служб, операторов, технологов, конструкторов, экономистов и др. АРМ обеспечивается с помощью средств вычислит, техники, оргтехники и связи и представляет собой звено автоматизированной системы управления железнодорожным транспортом.
Необходимость в АРМ возникает в тех случаях, когда работнику приходится выполнять монотонные рутинные операции. На железнодорожной транспорте имеется ряд технологических процессов, в которых участие человека определяет качество управления (напр., различных операции по оформлению документов на перевозку грузов и пассажиров). Автоматизация подготовки некоторых перевозочных документов (натурный лист поезда, дорожная ведомость, маршрут машиниста и др.) позволяет увеличить производительность труда работников технических и товарных контор станций и повысить оперативность и качество подготавливаемых данных, сократить время простоя составов. При подготовке проездных документов в пасс, сообщении АРМ билетных кассиров (см. «Экспресс») сокращает время оформления билетов, повышает культуру обслуживания пассажиров.
Структурная схема системы автоматизированного управления движением поездов
Структурная схема системы автоматизированного управления движением поездов: АЦПУ — автоматическое цифровое печатающее устройство; УВМ — универсальная вычислительная машина; ДЦ — устройства диспетчерской централизации; ЭД — устройства электрической централизации; САУТ — система автоматического управления торможением.
В работе оперативно-диспетчерского персонала АРМ обеспечивает эффективное управление технологических процессами движения поездов на участках и переработку вагонопотоков на сортировочных и грузовых станциях. На АРМ диспетчерского персонала с применением ЭВМ разрабатываются планы работ, осуществляется оперативный контроль за их выполнением, вырабатываются команды, обеспечивающие заданную точность выполнения плана и безопасность движения. Эти функции реализуются на АРМ дежурных по станциям, поездных и маневровых диспетчеров, руководителей службы движения. Для решения оперативных задач управления на АРМ широко используется микропроцессорная техника, позволяющая работать в режиме диалога оператора с ЭВМ. Внедряется также комплексная система АРМ (КС АРМ), представляющая собой АРМ, объединённые локальной вычислит, сетью, что существенно расширяет возможности и число реализуемых функций, уменьшает затраты на разработку информации, повышает достоверность исходных данных и оперативность.