Воздухораспределитель — устройство для автоматическими зарядки сжатым воздухом запасного резервуара тормозов подвижного состава, наполнения тормозных цилиндров сжатым воздухом, а также для полного или частичного выпуска сжатого воздуха из тормозных цилиндров при повышении давления в тормозной магистрали. Сжатый воздух поступает из тормозной магистрали в тормозные цилиндры под давлением, на которое снижается давление в магистрали. Работа воздухораспределителя характеризуется темпом снижения давления в тормозной магистрали. В положении отпуска и зарядки воздухораспределителя допускает снижение давления темпом 0,02—0,04 МПа/мин без срабатывания (кроме воздухораспределителей жёсткого типа специального назначения). Для торможения необходимо снижение давления темпом выше 0,006 МПа/с не менее чем на 0,03 МПа. Для получения макс. давления в тормозном цилиндре тормозную магистраль разрежают на 0,13—0,15 МПа.
Воздухораспределители быстро срабатывают в поезде любой длины благодаря дополнит, служебной разрядке магистрали на ограниченное давление (0,03—0,05 МПа) в начальный период торможения; при этом перекрываются зарядные отверстия. Дальнейшее действие воздухораспределителя обеспечивается при любом темпе снижения магистрального давления. Дополнит, разрядка магистрали обеспечивает высокую скорость срабатывания автотормозов по длине поезда (до 300 м/с при экстренном и до 280 м/с при служебном торможении). Воздухораспределители устанавливаются на каждой единице подвижного состава.

Воздухораспределители, являющиеся основными приборами автоматическою пневматического тормоза, обеспечивают зарядку резервуаров и рабочих объемов тормоза на каждой единице подвижного состава из магистрального воздухопровода, наполнение тормозных цилиндров при торможении и выпуск воздуха из них в атмосферу при отпуске. По назначению воздухораспределители делятся на пассажирские, грузовые и специального назначения.
Применяются следующие типы воздухораспределителей:
непрямодействующие с бесступенчатым отпуском — на пассажирских вагонах, локомотивах и моторвагонном подвижном составе;
прямодействующие со ступенчатым отпуском — на пассажирских вагонах международного сообщения РИЦ;
прямодействующие с бесступенчатым отпуском — на скоростных поездах;
прямодействующие с равнинным (бесступенчатым) и горным (ступенчатым) режимами отпуска — на грузовых вагонах и локомотивах.

Таблица 1. Типы воздухораспределителей и места их применения


Номер прибора

Тип воздухораспределителя

Где применяют

218, 219 (рис. 1)

Непрямодействующий. При заводском ремонте заменяют на № 292-1

На пассажирских вагонах, локомотивах и моторвагонном подвижном составе

292-1 (рис. 2 и 3)

Непрямодействующий с тремя режимами: К, Д и УВ. Применяется с 1908 г. Схема воздухораспределителя № 292-1 (зарядка и полный отпуск приведена на рис. 120)

То же

Скородействующий тройной клапан
Рис. 1. Скородействующий тройной клапан № 218, 219
Продолжение табл. 1


Номер прибора

Тип воздухораспределителя

Где применяют

KEs (рис. 5 и 4)

Прямодействующий диафрагменно-клапанной конструкции с режимами:
G (Г) грузовой; Р (П) — пассажирский; R (ПС) — пассажирский скоростной (схема воздухо-распределителя КЕ, и осевого регулятора приведена на рис. 122, а схема стендов для испытания — на рис. 123 — 125)

На пассажирских вагонах международного сообщения габарита РИЦ колеи 1520 и 1435 мм

Воздухораспределитель № 292-1
Рис. 2. Воздухораспределитель № 292-1:
а — разрез воздухораспределителя: б — вариант ускорительного поршня с металлическим кольцом (приборы выпуска до 1964 г.); в· — вид на ручку переключательного крана с положениями; Д — режим длинносоставного поезда; К — режим поезда нормальной длины; УВ — ускоритель экстренного торможения выключен

Воздухораспределитель
Рис.  3. Воздухораспределитель № 292-1:
а — переключательный кран с притираемой пробкой; б — переключательный кран с манжетными уплотнениями 1 (Дет. 270 313) и 2 (Дет 270 769)

Продолжение табл. 2


Номер прибора

Тип воздухораспределителя

Где применяют

320 (рис. 6)

Прямодействующий с трутовыми режимами П, С и Г. Снят с производства в 1953 г., заменяют на № 270-005-1 или 483

На грузовых вагонах и локомотивах

135 (рис. 7)

Прямодействующий с пассажирским, равнинным и горным режимами. Снят с производства в 1960 г., заменяют на № 483

То же

270-002 (рис. 8)

Прямодействующий с равнинным и горным режимами. Магистральная часть № 270-056 золотниково-поршневой конструкции. Снята с производства в 1968 г. С 1984 г. заменяют в эксплуатации на магистральную часть № 483-010

»

КДР — камера дополнительной разрядки (1,0 л), М — магистраль ЗК — золотниковая камера, ТЦ — тормозной цилиндр, ЗР — запасный резервуар, АТ — атмосфера
Продолжение табл 2


Номер прибора

Тип воздухораспределителя

Где применяют

270-005-1 (рис 129)

Прямодействующий с равнинным и горным режимом Магистральная часть № 270-1000 диафрагменно-клапанной конструкции Снята с производства в 1978 г Схема воздухораспределителя № 270-005 1 (зарядка и полный отпуск) приведена на рис 130 и 131

На грузовых вагонах и локомотивах

483, 483М (рис 132 и 133)

Прямодействующий с равнинным и горным режимами
Главная часть № 270-023 Магистральная часть № 483-010 или 483М 010 диафрагменноклапанной конструкции

То же


Рис. 3. Схема воздухораспределителя № 292-1 (служебное торможение )

Номер прибора

Тип воздухораспределителя

Где применяют

270-006 (рис 134)

Прямодействующий однорежимный со ступенчатым отпуском (горный режим) без дополнительной разрядки магистрали

На грузовых вагонах узкой колеи и промышленного транспорта в поездах длиной до 20 вагонов

388-2 (рис 135)

Прямодействующий однорежимный жесткого типа (1966 г.)

На затяжных спусках Закавказской дороги

388-5 (рис. 136)

Прямодействующий жесткого типа с порожним и груженым режимами

То же

Воздухораспределитель КЕв
Рис 4. Воздухораспределитель КЕв:
1 — главная часть; 2 — двухступенчатое реле давления D 21, 3 — ускоритель экстренного торможения, 4 — рабочая камера (4 л), 5 — клапан зарядки запасного резервуара ЗР2, 6, 7, 9 — ручки для переключения на режимы О (Т) — грузовой, Р(П) — пассажирский, R(ПC) — пассажирский скоростной, 8 — разобщительный кран, М — магистраль, ЗР — запасный резервуара, ЗР2 дополнительный запасный резервуар ТЦ тормозной цилиндр ОР к осевому регулятору УР резервуар ускорителя (9 л)

Схема воздухораспределителя KES

Рис. 122. Схема воздухораспределителя KES и осевого регулятора Аг-11 (положение зарядки и полного отпуска):
1 — ускоритель экстренного торможения ЕВЗ; 2 — главная часть KEOcSI; 3 — осевой скоростной регулятор Аг-11, 4 — двухступенчатое реле давления типа Du-2I; V — клапан
RF2 зарядки дополнительного запасного резервуара; VI — устройство для проверки скоростного регулятора (на вагоне); РК — рабочая камера (4 л); ТК — тормозная камера (1,4 л); ЗР1 и ЗР2 — основной и дополнительные запасные резервуары; ТЦ — тормозные цилиндры; УР — резервуар ускорителя (9 л): УК — камера ускорителя; КДР — камера дополнительной разрядки (0,5 л); «ПС», «Я», «Т — положения переключателей на режимах соответственно скоростном, пассажирском и грузовом (товарном): 1 — отверстие диаметром 3 мм, 2 — главная диафрагма; 3 — клапан дополнительной разрядки магистрали; 4 — диафрагма ТК·, 5, 6 — выпускной и питательный клапаны ТК: 7 — отверстие диаметром 1,4 мм; 8 — клапан ограничения дополнительной разрядки; 9 — отверстие диаметром 0,4 мм, 10 — поршень с дросселирующим штифтом, 11 — отверстие диаметром 0,6 мм зарядки РК и мягкости; 12 — клапан зарядки РК, 13, 21 — отверстия диаметром 0,5 и 0,47 мм соответственно наполнения и отпуска ТК на режиме «Г»; 14 — клапан максимального давления в ТЦ: 15 — отверстия диаметрами 1.2 и 0.7 мм соответственно наполнения и отпуска ТК на режимах «ЯС и «Я»; 16 — скачковый клапан; 17 — диафрагма (общая для клапанов 12, 14, 16): 18, 19 — клапаны наполнения и отпуска ТК переключателя режимов главной части; 20, 22 переключательные клапаны; 23 — поршень; 24 — толкатель; 25 — — инерционные грузы; 26 — дифференциальный поршень переключателя режимов реле IV: 27, 28 — — питательный и выпускной клапаны; 29, 31, 45 — диафрагмы; 30 — пружинный буфер; 32, 40 · — диафрагмы зарядного устройства: 33 — подпружиненный поршень; 34 — обратный клапан; 35, 36 — клапаны разобщительного устройства; 37 — клапан прямой зарядки ЗР, 38 — обратный клапан (диафрагма): 39 — отверстие диаметром 0,75 мм; 41 — клапан ликвидации перезарядки УК, 42 — отверстие диаметром 0,4 мм, 43, 44 — поршень и толкатель полуавтоматического отпускного клапана: 46 — срывной клапан ускорителя; 47 — пружинный буфер
Окончание табл. 2


Номер прибора

Тип воздухораспределителя

Где применяют

498 (рис. 137) 498-1

Прямодействующий жесткого типа с дистанционным переключением на порожний и груженый режимы

В карьерах с затяжными спусками до 0,060 на вагонах промышленного транспорта

То же в алюминиевом исполнении с давлением на порожнем режиме (1,6±0,2) кгс/см2. Время наполнения тормозного цилиндра (3,5±1) с и время отпуска не более 8 с

То же

Примечания. 1. На рефрижераторных вагонах испытывают опытные магистральные части с переключением на пассажирский режим с временем наполнения тормозного цилиндра за 3 — 8 с и 14 — 20 с — на грузовом режиме.
2. С 1985 г. испытывают опытную партию воздухораспределителей Μ® 292М с переключателем режимов (К, Д, УВ) с манжетным уплотнением (см. рис. 119) вместо конусной притираемой пробки н с манжетным уплотнением магистрального поршня вместо металлического кольца.

Таблица 3. Основные размеры скородействующих тройных клапанов № 218 и 219


Рис. 123. Изменение давления рц в тормозных цилиндрах с воздухораспределителем KES при торможении на скоростном режиме (ПС) на колее 1520 мм в зависимости от давления р в магистрали (а) и от времени I при экстренном торможении (о):
1 — скорость более 110 км/ч; 2 — скорость менее 110 км/ч и на пассажирском режиме


Рис. 124. Схема стенда для испытания воздухораспределителя KES:
1 — уравнительный резервуар; 2 — кран машиниста; 3, 4, 5, 6. 9, 10 — краны с отверстиями диаметром соответственно 0,8; 2,7; 4,0; 7,0, 3,0 и 1,0 мм; 7 — привалочный кронштейн воздухораспределителя КЕ5, 8 — регулятор Аг-11; 11 — тормозной цилиндр; 12, 13, 14, 15 — резервуары объемами соответственно 8,2; 78; 8,2 и 55 л, манометры; УР — уравнительного резервуара; ГР — главного резервуара; М — магистрали; УК — ускорительной камеры, ЗР1 и ЗР2 — запасных резервуаров; ТЦ — тормозного цилиндра
Таблица 72. Основные размеры воздухораспределителя № 292-1



Рис. 125. Схема стенда Ст-ВР-КЕ для испытания подкомплектов воздухораспределителя KES (переключатель режимов, разобщительный кран, двухступенчатое реле давления, ускоритель экстренного торможения):
Воздухораспределитель № 320
Рис. 126. Воздухораспределитель № 320:
1 — корпус, 2 — втулка; 3 — поршень магистральный; 4 — поршенек компенсационный; 5 — втулка главного золотника. 6 — колпак режимный; 7 — поршень уравнительный; 8 — шток; 9 — втулка лабиринтовая, 10 — золотник главный, 11 — золотник уравнительный; 12 — отверстие калиброванное; 13 — поршень главный; 14 — цилиндр
Продолжение табл. 72


Воздухораспределитель № 135
Рис. 127. Воздухораспределитель № 135:
1 — клапан обратный; 2 — втулка; 3 — поршень магистральный; 4 — золотник отсекательный; 5 — золотник магистральный; 6 — колпак режимный; 7 — шток уравнительного золотника; 8 — пружина режимная малая; 9 — пружина режимная большая; 10 — упорна режимных пружин, 11 — рамка золотников; 12 — золотник уравнительный; 13 — золотник главный; 14 — втулка главного золотника; 15 — пружина главного поршня; 16 — отверстие калиброванное; 17 — кулиса; 18 — корпус главной части; 19 — шайба; 20 — втулка направляющая кулисы

Воздухораспределитель № 270-002
Рис. 128. Воздухораспределитель № 270-002:
1 — главная часть № 270-023; 2 — двухкамерный резервуар № 295-001; 3 — эксцентриковый переключатель грузовых режимов (Г, С, П);  4 — магистральный поршень; 5 — корпус магистральной части № 270-063; 6 — золотник; 7 — диафрагма; 8 — упорка для переключения на равнинный и горный режимы; 9 — поршень с отверстием диаметром 0,75 мм

Рис. 129. Магистральная часть воздухораспределителя № 270-005-1:
1 — корпус магистральной части № 270 1000; 2 — крышка, 3 — диафрагма с двумя шайбами, 4 — плунжер; 5 — манжеты; 6 — диафрагма 7 — упорка равнинного и горного режимов; 8 — толкатель; 9 — клапан дополнительной разрядки магистрали, 10 — двухкамерный резервуар № 295-001


Рис. 130. Схема воздухораспределителя № 270-005-1 (зарядка и полный отпуск на равнинном режиме):
ДР — камера дополнительной разрядки; ЗК — золотниковая камера; МК — магистральная камера, РК — рабочая камера; ТЦ — тормозной цилиндр; К — камера; М — магистраль, ЗР — запасной резервуар


Рис 131 Схема положения клапанов и плунжера магистральной части № 270 1000
а — зарядка и отпуск, б — торможение, в — перекрыта МК — магистральная камера, ЗК — золотниковая камера, РК — рабочая камера, ДР — канал дополнительной разрядки, Ат — атмосферная камера, 1 — клапан дополнительной разрядки, 2 — толкатель, 3 — фрикционное кольцо, 4 — отверстие для зарядки, 5 — плунжер, 6 — отверстие сообщающее М с ЗК, 7 — три или два отверстия в гайке диска, 8 — отверстие ЗК, 9 — отверстие для зарядки РК из М, 10 — отверстие для сообщения РК с ЗK, 11 — отверстие для зарядки РК на равнинном режиме (второй путь), 12 — диафрагма

Воздухораспределитель № 483
Рис 132 Воздухораспределитель № 483
1 — главная часть № 270 023, 2 — двухкамерный резервуар N° 295 00, 3 — магистральная часть № 483 010, 4 — клапан мягкости с втулкой 6 в приборах выпуска до 1986 г, 5 — клапан мягкости с седлом 7 выпуска с 1987 г, 8 — седло с манжетой 9 — плунжер 10 — диафрагма с двумя шайбами, 11 — седло клапанов (в сборе), 12 — манжета дет 305 156, 13 клапан дополнительной разрядки, 14 — тормозной клапан, 15 — отверстие диаметром 0,9 мм (0,55 мм), М — магистраль, ТЦ — тормозной цилиндр, ЗР — запасный резервуар, КДР — канал дополнительной разрядки


Рис. 133. Положения клапанов магистральной части № 483-010:



Рис, 134. Воздухораспределитель № 270-006:
1 — главная часть № 270 014, 2 — однокамерный резервуар (4,5 л); 3-обратный клапан; 4 — эксцентриковый вал грозового переключателя


Рис 135. Воздухораспределитель № 388 2.
1 — регулировочный стакан, 2 — крышка, 3 — винт для регулировки предельного давления, 4 — упорка, 5 — обойма; 6 — большая диафрагма, 7 — обратный клапан, 8 — малая диафрагма, 9 — корпус, 10 тормозной клапан, 11 — шток, 12 — манжета, 13 — выпускной клапан, 14 — зажимная гильза, 15 — упорка, ЗΡ — запасный резервуар, ТЦ — тормозной цилиндр, М — магистраль Ат — атмосферная полость
Продолжение табл 72


Примечание. Схема воздухораспределителя № 292-1 (служебное торможение) км. рис. 120).
Воздухораспределитель № 498
Рис. 137 Воздухораспределитель № 498:
1 — электропневматический переключатель на порожний и груженый режимы; 2 — главная часть с ручным переключателем режимов и выпускным клапаном; 3 — камера 295; 4 — промежуточная часть (переходник), 5 — реле давления 404; М — отвод к тормозной магистрали, ТЦ — отвод к тормозному цилиндру; ЗР — otвод к запасному резервуару

Таблица 73. Усилия перемещения магистрального поршня воздухораспределителя № 292-1


Наименование параметра

Усилие перемещения, кгс

Характеристика пружин и кольца поршня

Поршень:

1,0

При сжатии пружины (с роликами) до размера 8,5 мм усилие 5 — 8 кгс

без кольца, главный золотник с пружиной

с кольцом без золотников

2,5

Упругость кольца 2,5 — 5,5 кгс. При грузе 2,5 кгс зазор в замке не менее 0,1 мм

без кольца с главным и отсекательным золотниками и пружиной отсекательного золотника (без пружины главного золотника)

3,0

При сжатии пружины отсекательного золотника до размера 11 мм усилие (2,4±0,24) кгс

с золотником в сборе

Не более 6,0

Таблица 74. Типажный ряд воздухораспределителей № 270


Номер воздухораспределителя

Номер частей по рис. 138, из которых состоит воздухораспределитель

С какого года применяется

2.70-002

1, 3, 6

С 1959 г. Магистральную часть 6 золотниково-поршневой конструкции № 270-063 заменяют на № 483-010. Главная часть 1 (№ 270-023) имеет три режима: порожний (Я), средний (С) и груженый (Г)

270-004

1, 3, 5, 6

Опытная партия испытывалась в 1963 — 1964 гг. в грузовых ЭПТ

270-005-1

1, 3, 7

С 1968 г. Магистральная часть 7 диафрагменно-клапанной конструкции № 270-1000 взаимозаменяема с магистральной частью 6

270-006

2, 4, 8

С 1968 г. Главная часть 2 (№ 270-014) взаимозаменяема с главной частью (№ 270-023) без одной манжеты на штоке с отверстием диаметром 2,5 мм для зарядки запасного резервуара (вместо 1,3 мм). Вместо магистральной части — крышка 8 (270-011) с обратным клапаном и отверстием диаметром 0,5 мм

Рис. 138 Типажный ряд воздухораспределителей типа № 270:
1 — № 270-023 ; 2 — № 270-014; 3 — № 295-001; 4 — № 361-001; 5 — № 353; 6 — №. 270-053; 7 — № 270-1000; 8 — № 270-011; 9 — № 483 010; 10 — № 466-110

Номер воздухораспределителя

Номер частей по рис. 138, из которых состоит воздухораспределитель

С какого года применяется

483

1, 3, 9

С 1977 г. Главная часть № 270-023. Магистральная часть 9 (№ 483-010) взаимозаменяема с 6 и 7, выпускается в алюминиевом исполнении (АЛ-9) с 1986. С 1979 г. с отверстием диаметром (0,9±0,05) мм вместо (0,55±0,03) мм. В 1986 г. с двумя атмосферными отверстиями в магистральной части

483М

1, 3, 9

С 1987 г. с отверстием диаметром 0,3 мм в седле клапанов для выравнивания давления в М и ЗК. Отверстие диаметром 0,7 мм в плунжере смещено на 3 мм для опережения при отпуске разрядки РК в магистраль для ускорения отпуска тормозов в хвостовой части поезда. Для повышения мягкости отверстие диаметром 0,65 мм в ниппеле увеличено до 0,9 мм

Примечания. 1. В 1980 г. выпущена опытная партия главных частей № 466 и в алюминиевом исполнении, взаимозаменяемых с главными частями № 270-093.
2. Воздухораспределители № 270-000, 270-001, 270-003, 270-007 выпускали небольшими партиями для опытной проверки и изъяты из эксплуатации

Таблица 75. Характеристика воздухораспределителей жесткого типа для крутых затяжных спусков


Номер воздухораспределителя

Особенности конструкции

Место применения

388-2

Привалочный фланец для постановки на камеру № Μ-Φ1 или двухкамерный резервуар № 145. Однорежимный (груженый режим)

На грузовых вагонах вместо воздухораспределителей № 320 и 135. Зарядное давление в магистрали 6 кгс/см2

388-3

Привалочный фланец для постановки на двухкамерный резервуар № 295. В корпусе расположен одинарный выпускной клапан. Однорежимный (груженый режим)

На грузовых вагонах вместо главной части воздухораспределителей № 270-002, 270-005 — 1, 483. Зарядное давление в магистрали 6 кгс/см2

388-4

Привалочный фланец для постановки на специальный кронштейн, к которому подводятся трубы от магистрали, запасного резервуара
и тормозного цилиндра

На пассажирских вагонах, курсирующих на участке Боржоми — Бакуриани Закавказской дороги. Зарядное давление 5 кгс/см2

Номер воздухораспределителя

Особенности конструкции

Место применения

388-5

Привалочный фланец для постановки на двухкамерный резервуар (камеру) № 295 взаимозаменяем с № 388-3. Имеет порожний и груженый (ручка вниз) режимы

На грузовых вагонах, работающих на равнинно-горных профилях пути со спуском до 0,045. Монтируется вместо главной части № 270-023. Зарядное давление 6,0 кгс/см2. Давление в тормозном цилиндре на груженом режиме 3,9 — 4,5 кгс/см2, на порожнем — (1,8+0,3) кгс/см2

388-5-1

То же

На вагонах узкой колеи, работающих на затяжных спусках до 0,045. Зарядное давление 5 — 6 кгс/см2. Давление в тормозных цилиндрах на груженом режиме 3,9 — 4,5 кгс/см2, на порожнем — (1,8±
+0,3) кгс/см2

388-5-2

»

На пассажирских вагонах узкой колеи, работающих на спусках до 0,045. Зарядное давление 5,0 — 5,2 кгс/см2

498

Состоит из главной части, электропневматического дистанционного переключателя на груженый и порожний режимы и реле давления № 404. Монтируется на камере 295-001

На грузовых вагонах промышленного транспорта, работающих в карьерах с уклонами крутизной до 0,060. Первая партия выпущена в 1977 г., вторая — в 1984 г.

498-1

То же в алюминиевом исполнении

Первая партия выпущена в 1986 г., вторая — в 1987 г.

Примечание. Воздухораспределители жесткого типа допускают эксплуатировать поезда с составами не более 20 четырехосных вагонов

Таблица 76. Максимальная скорость распространения тормозной волны при разных видах торможения и разных типах воздухораспределителей


Вид торможения

Скорость волны, м/с, при воздухораспределителях №

216-
219

292-1

320

135

270-
002

270-
005-1

483

Ступень торможения снижением давления в магистрали на 0,5 кгс/см2

50

150

120

140

160

180

280

Полное служебное торможение

60

160

140

150

170

200

280

Экстренное торможение

170

200

160

170

200

220

300

Таблица 77. Факторы, влияющие на скорость
распространения тормозной волны


Фактор

Характер изменения скорости тормозной волны

Температура петуха
Объем отводов от тормозной магистрали к стоп-кранам, воздухораспределителям и др.
Зарядное давление в магистрали
Усилие перемещения магистрального поршня или диафрагмы (разность давления в магистрали и золотниковой камере 0,15; 0,10 и 0,07 кгс/см2)

С понижением температуры на 1 °С снижается скорость примерно на 1 м/с При объеме отводов на вагон 2,5 л скорость уменьшается на 5 м/с, при 5 л — на 20 м/с
С понижением зарядного давления на 1 кгс/см2 скорость понижается на 8 м/с и наоборот
Скорость тормозной волны достигается соответственно 200, 250 и 280 м/с

Таблица 78. Основные размеры главной части № 270-023


Примечание. Диаметры канавок на штоке главного поршня (от тормозного клапана) 14-0,0 мм под манжеты № 1, 2 и 5; 15,5+0,2 мм под манжеты № 3 и 6 и 12,0-0,2 под манжету № 4. Соответственно наружный диаметр манжет на штоке 24,5; 25,0 и 24,0 мм

Таблица 79. Основные размеры главной части № 466


Примечания. 1. Во втулке 466-002 12 отверстий по 1,4 мм, 12 отверстий по 1,8 мм и одно диаметром 2,0 мм.

  1. В шайбе 466-011 восемь отверстий диаметром по 2,5 мм.
  2. В штоке 466-022 шесть отверстий диаметром по 2,5 мм.

Таблица 80. Основные размеры магистральной части № 270-1000 воздухораспределителя № 270-005-1


Таблица 81. Основные размеры магистральной части № 483-010 воздухораспределителя № 483


Таблица 82 Калиброванные отверстия воздухораспределителей № 270-005-1 и 483

 


Примечание. Диаграммы изменении давлений в тормозных цилиндрах воздухораспределителей № 483 и время наполнения тормозного цилиндра хвостового вагона приведены на рис. 139 и 140.
Т а б л и ц а 83. Основные размеры воздухораспределителя № 135


Рис. 139. Диаграммы изменения давлений в тормозных цилиндрах воздухораспределителей № 483 (сплошные линии) и № 270-005-1 (пунктирные линии) на равнинном режиме в поезде из 100 четырехосных вагонов (длина магистрали около 1,500 м, утечки минимальные) : а — экстренное торможение (Э), полное служебное торможение (С7), в — отпуск после ПСТ, г — время наполнения тормозных цилиндров, д — по длине поезда до 90% полного давления; ТМ — — тормозная магистраль; Г — головной вагон: 100 — сотый вагон


Рис. 140 Время наполнения тормозного цилиндра хвостового вагона до 90% полного давления на груженом режиме в зависимости от количества вагонов в поезде (о) и зависимость величины давления в тормозном цилиндре от величины снижения давления в магистрали (б):
1 — ПСТ; 2 — ЭТ; воздухораспределители № 270 005-1 — пунктирные линии; № 483 — сплошные линии


Таблица 84. Калиброванные отверстия в воздухораспределителе № 135

Таблица 85. Основные технические данные воздухораспределителей жесткого типа № 388

Схема стенда для испытания воздухораспределителей

Рис. 141. Схема стенда для испытания воздухораспределителей и электровоздухораспределителей пассажирских вагонов:
1 — кран разобщительный; 2 — фильтр; 3 — блок крана машиниста; 4 — дроссель с отверстием 0,8 мм; 5, 6, 7, 15 — дроссельные отверстия диаметром 5; 8; 0,9 и 1 мм; 8 — запасный резервуар (78 л); 9 — манометр; 10 — выпускной край; 11 — магистральный резервуар (55 л); 12 — рабочая камера (1,5 л); 13 — привалочный фланец для электровоздухораспределителя; 14 — привалочный фланец для воздухораспределителя; 16 — тормозной резервуар (20 л); 17 — реостат; 18 — привалочный фланец для переключательного клапана; 19 — трех ходовой кран; 20 — блок электропитания.

Таблица 86. Испытание воздухораспределителя № 292-1 на индивидуальном стенде (рис. 141) по Инструкции № ЦВ-4024


Наименование
параметра

Что проверяется

Норматив

Зарядка запасного резервуара

Время зарядки ЗР с начального давления 3,8 до 4,5 кгс/см2

15 — 25 с

Плотность золотников

Образование воздушного пузыря при обмыливании атмосферного отверстия

Не менее 5 с

 

Время падения давления 0,2 кгс/см2 в золотниковой камере при отключении воздухораспределителя от ЗР, М и ТЦ

Не более 60 с

Ступень торможения

Давление в тормозном цилиндре в течение 1 мин

Не менее
0,4 кгс/см2 и не должно изменяться более ±0,1 кгс/см2

Отпуск медленным темпом

Время снижения давления в тормозном цилиндре до 0,5 кгс/см2 после двух торможений (0,3-+-0,3 кгс/см2) повышением давления в магистрали с 4,5 до 4,6 кгс/см2 в течение 10 — 15 с через отверстие диаметром 0,8 мм

Не более 70 с

Полное служебное торможение

Снижение давления в тормозной магистрали до 4 кгс/см2 через отверстия диаметром 5 мм (с 5 до 4 кгс/см2 в течение 2,5 — 3 с.)

Ускоритель экстренного торможения не долже« срабатывать

Экстренное торможение

Время наполнения тормозного цилиндра до 3,5 кгс/см2 при снижении давления в магистрали через отверстие диаметром 8 мм (темпом 0,8 кгс/см2 в с)

На режиме К 5 — 7 с и 12г — 16 с на режиме Д

Отпуск после экстренного торможения

Время отпуска тормозного цилиндра до 0,4 кгс/см2 (резервуара до 0,5 кгс/см2)

9 — 12 с на режиме К и 9 — 24 с на режиме Д

Мягкость тормоза

Отсутствие торможения при снижении давления в тормозной магистрали (резервуаре) через отверстие диаметром 0,9 мм (с 5 до 4,5 кгс/см2 за 75 — 80 с)

Торможения не должно быть

Примечания. 1. Вероятность безотказной работы на первые 2 года эксплуатации не менее 0,92.
2 Диаграммы наполнения тормозных цилиндров головного и хвостового вагонов в пассажирских поездах с воздухораспределителями № 292-1 приведены на рис. 142.
Рис 142. Диаграмма изменения давлений в тормозных цилиндрах первого (TU1) и последнего вагонов (ТЦ20 и ТЦ32) в пассажирском поезде с воздухораспределителями № 292-001:


Рис. 143. Схема стенда для испытание воздухораспределителей № 270 и 483;
а — экстренное торможение, б — полное служебное торможение; в — отпуск после полного торможения; сплошные линии — поезд из 20 вагонов на короткосоставном режиме (К), пунктирные линии — поезд из 32 вагонов на длинносоставном режиме (Д)

1 — разобщительный кран; 2 — манометр; 3 — фильтр, 4-блок крана машиниста; 5, 6, 8 — дроссельные отверстия диаметром соответственно 0.8, 0.65 и 0,5 мм; 7 — магистральный резервуар (55 л); 9 — испытательный блок с пневматическим прижимом; 10 — запасный резервуар (78 л); 11 — рабочая камера (РК) (6 л); 12 —
золотниковая камера (ЗК) (4,5 л); 13 — тормозной резервуар (цилиндр) (12 л)

Таблица 87. Испытания магистральной части № 483-010 (с эталонной главной частью) на стенде (рис. 143)

Таблица 88. Испытания главной части № 270-023 (с эталонной магистральной частью) на стенде (см. рис. 143)

Примечание. Давления на среднем и порожнем режимах проверяют переводом режимного переключателя из положения груженого режима. Разрешается проверка в обратной последовательности, т. е. начиная с порожнего режима: один оборот упорки порожнего режима изменяет давление в тормозном цилиндре на 0,06 кгс/см2 , а груженого — на 0,4 кгс/см2


Рис. 144. Схема стенда для испытания воздухораспределителей № 320 и 135:
1 — кран № 254; 2 — кран машиниста № 394 или 326; 3 — кран с отверстием диаметром 2 мм; 4 — кран с отверстием диаметром 1,0 мм; 5 — тормозной цилиндр с выходом штока 100 мм; 6 — резервуар (6 л); 7 — пневматический прижим для крепления воздухораспределителя; 8 — кран с отверстием диаметром 0,8 мм; 9 — запасный резервуар (78 л); 10 — магистральный резервуар (55 л); 11 — дополнительный резервуар (7 л); ПМ — питательная магистраль
Таблица 89. Испытания узлов воздухораспределителя № 135
Таблица 90. Испытание воздухораспределителя № 135 на стенде (рис. 144)


Что проверяется

Технические условия

Равнинный груженый режим.
Время зарядки запасного и рабочего резервуаров, с

Время зарядки запасного резервуара до давления 1,2 кгс/см2 — 40 — 60, рабочего — до 5,0 кгс/см2 — 120 — 165

Плотность воздухораспределителя при обмыливании
Экстренное торможение:

В местах соединения деталей образование мыльных пузырей не допускается

время наполнения тормозного цилиндра до давления 3,5 кгс/см2, с

12 — 18

давление в тормозном цилиндре. кгс/см2

3,8 — 4,3

Время отпуска до давления 0,4 кгс/см2, с

23 — 32

Пассажирский груженый режим Время, с:
наполнения тормозного цилиндра до давления 3,5 кгс/см2

6 — 9

отпуск от начала выпуска до давления 0,4 кгс/см2

8 — 12

Горный груженый режим
Выдержка ступени торможения после снижения давления в магистрали на 0,5 кгс/см2

В течение 2 мин давление в тормозном цилиндре не менее 0,4 кгс/см2

Время отпуска после полного служебного торможения до давления 0,4 кгс/см2 в тормозном цилиндре, с

Не более 70

Равнинный порожний режим
Давление в тормозном цилиндре при экстренном торможении, кгс/см2

1,4 — 1,8

Чувствительность режимного колпака

При снижении давления в тормозном цилиндре не более чем на 0,5 кгс/см2 должно произойти восстановление первоначального давления

Плотность золотников в отпускном положении воздухораспределителя

Допускается образование на атмосферном отверстии мыльного пузыря, удерживающегося не менее 3 с (утечка 10 см3 за 10 с)

Таблица 91. Испытание воздухораспределителя № 388-5 по ТУ 24-05-10-45-83

  1. Реле давления

Реле давления применяют на подвижном составе для обеспечения наполнения нескольких тормозных цилиндров большого объема за требуемое время, а также при противогазных устройствах. В настоящее время применяют реле давления № 304-2 и 404.
Таблица 92. Основные размеры реле давления № 304-2 и 404

Примечания. 1. Разница по времени наполнения и времени выпуска воздуха из объема камеры реле и из тормозных цилиндров не более I с.
2 Разница давлений в камере реле и тормозных цилиндрах в реле № 404 при любых давлениях и № 304-2 при давлении в камере реле 3.5 кгс/см7 не более 0,1 кгс/см2 , а при давлении 1,0 кгс/см2 — не более 0,7 кгс/см2.
3. Вероятность безотказной работы в течение гарантийного срока не менее 0,9

Реле давления
Рис. 145. Реле давления:
а — № 304-2; б — № 404; ЗР, ЗР(Р) — запасные резервуары; ТЦ, Ц2 — тормозные цилиндры, РК (Ц1) — рабочая камера